На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
На страницы учебного центра
Организационно-правовые вопросы
Экономическая безопасность
Безопасность КИС
Защита речевой информации
Техническая защита объектов
Сертификация и лицензирование
Кадровая безопасность
Преступления в сфере высоких технологий
Нормативные документы
Полезные ресурсы

 

Экономический и промышленный шпионаж: расширение масштабов и рост агрессивности

 

В. А. Демин,

д. э. н., профессор,

заслуженный работник

высшей школы РФ

 

Промышленный шпионаж является одним из обязательных спутников рыночной экономики, причем из-за резкого усиления конкурентной борьбы как на национальных, так и на международных рынках его масштабы в настоящее время расширяются. В России, где действующее уголовное законодательство не предусматривает ответственности за деяние, именуемое промышленным шпионажем, в последнее время данное явление стало достаточно распространенным. По некоторым оценкам, каждое второе российское предприятие использует соответствующие методы в борьбе со своими конкурентами, которые отвечают ему тем же. Поэтому представляется, что несравнимо более богатый опыт, накопленный США в этой сфере, может оказаться полезным для руководителей и сотрудников служб безопасности (СБ) российских коммерческих структур.

Эксперты американского Национального контрразведывательного центра (структурного подразделения ФБР) ежегодно готовят по заданию Конгресса аналитический доклад по проблемам экономического шпионажа в США, который, по их мнению, представляет возрастающую угрозу национальной безопасности страны, а также ослабляет ее лидирующие позиции в научно-технической сфере.

По данным американской контрразведки, с начала 90-х годов прошлого века все более четко стала проявляться переориентация иностранных спецслужб, работающих против США, на добывание секретной информации о новейших американских разработках в области так называемых критических технологий (в нашей стране принят другой термин: технологии двойного назначения). Экономическим и промышленным шпионажем, согласно утверждениям ФБР, в США занимаются 23 государства, из которых 12 наиболее активно и целенаправленно охотятся за американскими научно-техническими и промышленными секретами. На протяжении завершающего XX век десятилетия эксперты Национального контрразведывательного центра особо выделяли деятельность на территории США спецслужб КНР, Японии, Израиля, Франции, Южной Кореи и Тайваня. Иностранные разведчики стремятся также добыть закрытые сведения о производственной и маркетинговой политике американских корпораций, чья деятельность относится, прежде всего, к оборонному комплексу, о заключенных ими с правительственными ведомствами США контрактах, а также мерах по наращиванию экспорта высокотехнологичной продукции.

В аналитических докладах сотрудников американской контрразведки приводится перечень стратегического военного оборудования и технологий, которые являются наиболее значимыми для иностранных разведок:

  • военные системы радиосвязи;
  • аппаратные и программные криптографические средства;
  • системы передачи, обработки и защиты компьютерной информации, включая данные видовой разведки;
  • подводные сонарные системы;
  • инфракрасные системы обнаружения, в том числе космические;
  • радары наземного и космического базирования;
  • цифровые датчики контроля за местностью;
  • оптические приборы ночного видения и тепловизоры;
  • электронно-оптические системы обнаружения подводных лодок и мин;
  • системы радиоэлектронного перехвата;
  • лазерные средства наведения и поражения целей;
  • авиационные компьютерные системы;
  • аппаратура контроля за пусками ракет;
  • системы дистанционного управления беспилотными летательными аппаратами;
  • усовершенствованные танковые и винтовочные прицелы.

Кроме того, в список включены боевые самолеты, вертолеты и авиационные двигатели новейших конструкций, радионавигационное оборудование, средства ведения информационной войны и радиоэлектронной борьбы.

Согласно докладам Национального контрразведывательного центра, даже из той экономической информации, которая добывается легальными путями, можно почерпнуть множество сведений, распространение которых было бы нежелательно для их обладателя. Иностранные спецслужбы особый интерес проявляют к информации о стратегических направлениях развития американских корпораций, НИОКР и новейших технологиях в таких областях, как авиа- и кораблестроение, ядерная энергетика, космическая промышленность, электроника, информатика, приборостроение, управление транспортом, контроль качества, создание новых материалов, а также высокоточного оружия.

В докладах приводятся некоторые методы легального экономического и промышленного шпионажа:

  • неофициальные запросы иностранных организаций относительно предоставления информации;
  • предложение иностранцами своих услуг по ведению дел и маркетингу;
  • создание совместных предприятий и подставных компаний;
  • покупка американских фирм и используемых ими технологий;
  • использование для получения необходимой информации бывших и действующих сотрудников корпораций из числа представителей определенных национально-культурных общин;
  • использование международных совещаний и конференций в целях сбора данных;
  • получение интересующей информации из открытых источников, включая сеть Интернет;
  • проведение дискуссий по определенным проблемам в сети Интернет с участием американских специалистов.

Проведенный американской контрразведкой анализ показывает, что в 58 % случаев экономический и промышленный шпионаж осуществлялся по заданиям зарубежных компаний, в 22 % – в интересах иностранных правительств и в 20 % – частных и государственных зарубежных научных центров и лабораторий. При этом менее развитые страны, как правило, стремятся к вывозу технологий, доступных на коммерческом рынке, хотя для этого нередко приходится нарушать правила экспортного контроля. Развитые государства, со своей стороны, ставят целью получение секретных разработок, способных повысить мощь их вооруженных сил. В последнее время также наблюдается тенденция к увеличению числа хищений отдельных ультрасовременных компонентов и узлов, которые могут использоваться для модернизации устаревающих оружейных, разведывательных и информационных систем.

Наряду с перечисленными выше легальными методами, к которым прибегают секретные службы для добывания интересующих их данных, разведка активно ведется традиционными агентурными методами, а также путем электронного радиоперехвата. Нередко открытые и нелегальные методы применяются в комбинированном виде. Растет также число попыток взлома компьютерных баз данных, содержащих секретную информацию.

Борьбой с экономическим шпионажем против США занимается не только ФБР, сотрудники которого взаимодействуют в этом за рубежом с представителями ЦРУ. Контрразведывательные задачи в данной области возлагаются также на Службу безопасности МО США, Управлением специальных расследований ВВС, Службой уголовных расследований ВМС и Управлением разведки и безопасности сухопутных сил.

Одна из проблем, осложняющих деятельность перечисленных служб, состоит в том, что работники государственных и частных организаций во многих случаях не спешат проинформировать специальные ведомства о предпринятых в их отношении попытках шпионажа из-за боязни ответственности или нежелания быть дискредитированными. В этой связи органами контрразведки уделяется повышенное внимание установлению доверительных отношений с представителями государственных учреждений и частного сектора.

Так, ФБР реализует профилактическую контрразведывательную программу, в соответствии с которой в правительственные и частные структуры на руководящем уровне рассылается секретная информация о приемах и методах экономического шпионажа. Это позволяет получателям таковой своевременно выявить уязвимые места в своих системах обеспечения безопасности и предпринять необходимые меры для их устранения. В штате каждого из 56 региональных управлений ФБР предусмотрена должность координатора данной программы, который ведет регулярную работу с руководителями корпораций и фирм, а также лицами, ответственными за режим безопасности. В настоящее время координаторы с помощью факсимильной связи имеют выход на 25 тыс. компаний, владеющих информацией или стратегическими технологиями, интересующими иностранные разведки, а электронная почта данной профилактической программы охватывает 100 тыс. абонентов.

Таможенная служба США, имеющая собственное контрразведывательное подразделение, является первым барьером на пути незаконного вывоза стратегических и запрещенных к экспорту изделий, среди которых нередко оказываются образцы вооружений, а также оборудование, основанное на использовании технологий двойного назначения.

Через Министерство торговли и Бюро экспортной администрации осуществляется контроль за соблюдением лицензионных требований, блокируется вывоз за пределы США не подлежащей экспорту продукции, проводится соответствующая разъяснительная работа среди производителей и экспортеров в отношении государств, поставки в которые технологий двойного назначения запрещены.

По линии Госдепартамента защитой экономических интересов США за рубежом и надзором за деятельностью американских компаний, находящихся за пределами США, занимается Консультативный совет по вопросам безопасности американского бизнеса за рубежом, подконтрольный Бюро дипломатической безопасности. При этом Консультативный совет функционирует во взаимодействии с рядом спецслужб, в первую очередь с ЦРУ и ФБР.

Контрразведывательной службой Министерства энергетики проведен обстоятельный анализ положения дел в области безопасности, на основании которого подготовлены рекомендации стратегически важным государственным и частным лабораториям, работающим на основе соглашений о совместной исследовательской деятельности.

Усилия спецслужб по выявлению и предотвращению угроз экономической безопасности США координирует Национальный контрразведывательный центр, комплектующий штат за счет прикомандированных сотрудников ФБР, ЦРУ, разведывательных управлений МО, Госдепартамента, Министерства энергетики. Наряду с подготовкой ежегодных аналитических докладов Центр снабжает упреждающей контрразведывательной информацией предприятия производственной сферы и научные учреждения, проводит тематические семинары.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, ущерб, наносимый США в результате «агрессивного» экономического шпионажа, ежегодно исчисляется десятками миллиардов долларов. Согласно исследованию экспертов аудиторской компании Price Waterhouse Coopers, наиболее ощутимый урон ощущается в сфере производственных процессов, программ исследований и модернизации, не всегда должным образом налажена и охрана сведений, составляющих коммерческую тайну.

Согласно прогнозам экспертов, США как ведущая мировая держава и в будущем останется «ключевым приоритетом» для иностранных разведок в области экономического шпионажа. Его интенсивность, агрессивность и целенаправленность значительно возрастут не только со стороны противников, но и союзников Соединенных Штатов. Активизации деятельности разведок будет способствовать обостряющаяся из года в год конкуренция на мировых рынках высокотехнологичной продукции и вооружений.

В этой связи в последнем докладе Национального контрразведывательного центра содержится обращение к правительству незамедлительно принять меры по дальнейшему укреплению связей и взаимодействия спецслужб с частным сектором. Предлагается также уточнить перечень экономических и технических сфер, являющихся наиболее важными с точки зрения их защиты от посягательств иностранных разведок; увеличить ассигнования на мероприятия по усилению технической и физической защиты стратегических объектов инфраструктуры; разработать специальные учебные программы подготовки кадров для СБ частного сектора экономики; скорректировать нормативно-правовую базу с учетом новых задач и потребностей ведомств, обеспечивающих экономическую безопасность страны.

Другим мировым центром экономического шпионажа является Германия, где этим делом активно занимаются государственные и негосударственные спецслужбы Востока и Запада. В последнее время агрессивность и число агентов из «дружественных» ей государств постоянно растет. По данным немецких спецслужб и промышленных кругов, наибольшую активность в этой сфере проявляют США. Эта страна практически неограниченных технических возможностей при желании может добыть информацию, передаваемую с помощью любых современных средств коммуникации: обычных и мобильных телефонов, телефаксов, компьютеров. Помешать им в этом не в состоянии даже самые надежные средства защиты. Агентство национальной безопасности США, занимающееся глобальной радиоэлектронной разведкой, использует для этих целей самое современное и мощное оборудование, с помощью которого осуществляется круглосуточный контроль практически за всеми линиями связи мира. Целенаправленным промышленным шпионажем занимаются также Великобритания, Франция, Япония.

Так, в начале 1999 года французская разведслужба поставила на прослушивание телефоны всех ведущих менеджеров немецкого концерна VEBA. Причиной этого шага стал интерес его французских конкурентов к состоянию переговоров, касавшихся закрытия в Германии ряда атомных электростанций. Получив необходимые данные, французские фирмы смогли заключить многомиллиардный контракт на работы по восстановлению и обогащению урановых стержней. Годом ранее французской спецслужбе удалось получить исследовательские материалы концерна Daimler Chrysler по проекту «Топливные элементы для автомобильных двигателей», которые были переданы французским автомобилестроительным фирмам.

Агенты спецслужб некоторых азиатских государств также проявляют активность на ниве промышленного шпионажа в Германии. В частности, ими была предпринята попытка выкрасть у химического концерна Hoechst (ныне Aventis) образцы новейшего синтетического материала Topas, которые хранились в строгом секрете.

Для многих немецких фирм типична позиция, суть которой наиболее четко сформулировал начальник СБ одной южно-германской компании: «Когда мы уличаем в шпионаже наших французских, британских, американских и даже израильских «друзей», то мы улаживаем дела по-семейному. Общественности они не касаются». Фирмы, страдающие от шпионажа, защищаются самостоятельно, создавая для этого собственные СБ и используя различные тактические приемы. Концерн Siemens, в частности, предпочитает оборонительную стратегию. Еще в 1993 году им была создана система подземных бункеров для размещения наиболее важных ЭВМ и банков данных. Однако имеются примеры и наступательной тактики. Так, одна машиностроительная фирма из Вестфалии заподозрила американского конкурента в краже проектной документации, касающейся одной из последних разработок для молочной промышленности. Чтобы сохранить авторские права на изобретение, немецкая компания весной 1999 года применила к обидчику «экономические» меры, в результате которых приобрела американскую фирму в собственность.

Принимая решение о собственной стратегии борьбы с проявлениями экономического шпионажа, не следует тешить себя иллюзиями, что игровое поле в этой сфере ограничивается военно-политическими интересами. По данным спецслужб Германии, из всех зарегистрированных случаев шпионажа лишь 27 % касались этих классических шпионских тем. Остальные 73 % имели целью получить новейшую информацию по последним научно-техническим открытиям и промышленным разработкам. Эксперты оценивают ущерб, наносимый экономике страны промышленным шпионажем, примерно в 20 млрд марок в год.

В России за период с июля 1999 по февраль 2002 года было зафиксировано несколько случаев промышленного шпионажа в пользу иностранных фирм, информация о которых была опубликована в открытых источниках.

8 июля 1999 года сотрудники УФСБ по Воронежской области выдворили из страны по обвинению в промышленном шпионаже гражданку США Джастин Гамильтон, стажировавшуюся в местном университете. При обыске у нее была обнаружена секретная экологическая карта Воронежской области.

8 мая 2000 года на Калининградской таможне был задержан контейнер, в котором нашли документы с подробной информацией о деятельности Магнитогорского металлургического комбината. Контейнер принадлежал бывшему генеральному директору совместного российско-голландского СП «Мультисервис» Тиеду де Бойеру. Таможенники объявили о пресечении попытки промышленного шпионажа.

В январе 2002 года УФСБ Омской области объявило о срыве попытки промышленного шпионажа корпорациями США, Японии и Китая в отношении омского филиала Института катализа Сибирского отделения РАН. По версии ФСБ, хакеры из этих стран внедряли в компьютерную сеть института программы-вирусы, которые должны были похитить пароли для доступа к информации о научных разработках в области переработки нефти (в первую очередь, дешевых катализаторов крекинга, изготавливаемых для Омского НПЗ).

В феврале 2002 года УФСБ по Липецкой области приняло к производству заявление, в котором СБ Новолипецкого металлургического комбината обвинила москвича И. Трунова в промышленном шпионаже в пользу китайских металлургических компаний.

 

"Защита информации. Кофидент", № 3, 2002, с. 56-59.

 

| Начало | Новости | О проекте | О ЦПР | Правовая информация | Сотрудничество | Наши партнеры | Координаты |

Copyright © 2004-2016 ЧОУ ДПО «ЦПР». Все права защищены
info@cprspb.ru