На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
На страницы учебного центра
Организационно-правовые вопросы
Экономическая безопасность
Безопасность КИС
Защита речевой информации
Техническая защита объектов
Сертификация и лицензирование
Кадровая безопасность
Преступления в сфере высоких технологий
Нормативные документы
Полезные ресурсы

 

Оценка рисков при производстве транспортно-логистических услуг

 

И.И. Горбатова Северо-Кавказский ГТУ

Нестабильность экономической среды отражается на деятельности автотранспортного предприятия, которое является одной из подсистем транспортно-логистической системы. Как следствие этого возникают ситуации неопределенности и риска при выполнении логистических принципов «точно во время», «с наименьшими затратами и потерями, «необходимого качества и в необходимом количестве».

Производственный риск в транспортно-логистической сфере - вероятность потерь, связанных с производством транспортно-логистических услуг и возможностью неудовлетворения спроса на транспортные и логистические услуги, производимые предприятием. Среди наиболее важных причин производственного риска на автотранспортном предприятия выделяют: снижение прогнозируемых провозных возможностей; снижение прогнозируемого объема реализуемых транспортных услуг; рост затрат на топливо, запасные части, агрегаты и материалы; увеличение фонда оплаты труда и налоговых платежей; падение спроса на транспортные услуги и др. В дальнейшем под производственным риском мы будем понимать риски производственной деятельности предприятия, выполняющего транспортно-логистические услуги, например, автотранспортное предприятие (АТП).

Риском можно управлять, то есть прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. На этапе принятия управленческих решений предприятие сталкивается с выбором приемлемого для него уровня риска и путей его снижения. Каждое предприятие имеет свои собственные предпочтения, направленно связанные с риском, и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвергнуто; решает, какой уровень риска для него приемлем в той или иной зоне стратегического хозяйствования, и ищет способы избежания нежелательных последствий.

Предприятию необходимо учитывать вероятность возникновения того или иного вида риска на всех стадиях производственного процесса от закупки подвижного состава, топлива, материалов, запасных частей и агрегатов до реализации транспортных услуг. На наш взгляд, можно предложить следующую классификацию рисков производственной деятельности предприятий, выполняющих транспортно-логистические услуги:

1. Риски неисполнения хозяйственных договоров;

2. Риски усиления конкуренции;

3. Риски невостребованных провозных возможностей предприятия;

4. Риски возникновения непредвиденных затрат;

5. Риски потери имущества.

Для того, чтобы дать полную классификацию рисков производственной деятельности АТП необходимо выделить простые риски. Нами сформированы простые риски, входящие в группы производственных рисков, согласно предложенной классификации.

Оценка уровня производственного риска может быть произведена с использованием эвристического метода, основанного на статистической обработке мнений экспертов.

При организации работы экспертной группы выполняется взаимная групповая оценка компетентности каждого из экспертов.

Каждому эксперту дается перечень простых рисков (анкета), предлагается оценить вероятность наступления в пятибалльной системе в соответствии со шкалой градации, которая устанавливает зависимость значения вероятности наступления риска и качественной оценкой этой величины.

Риск несущественный - потери не ожидаются, возможно получение расчетной прибыли.

Допустимый риск - потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли, производственная деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность.

Средняя степень риска - предприятие рискует тем, что в результате своей производственной деятельности оно в худшем случае произведет покрытие всех затрат, а в лучшем - получит намного меньше расчетного уровня. Этой зоне характерна дебиторская задолженность предприятий с устойчивым финансовым положением.

Критический риск - возможность потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, которые могут привести к потере суммы затрат и прибыли (выручки от производственной деятельности). В этой области предприятие может вкладывать средства в приобретение ценных бумаг других предприятий, осуществлять различные виды лизинга. Такой риск нежелателен.

Катастрофический риск - потери по своей величине превосходят критический уровень и могут достигать величины, равной имущественному состоянию предприятия. Катастрофический риск может привести к полному банкротству предприятия, его закрытию, распродаже имущества.

Когда потери уже произошли, говорить о попадании предприятия в какую-либо зону в значительной мере бессмысленно, хотя для анализа и учета влияния в будущем, это может быть весьма актуальным. На наш взгляд, еще до наступления рискового случая, в процессе принятия управленческого решения необходимо определить, в какую область риска попадет предприятие в результате производственной деятельности. Это имеет смысл, так как АТП сможет оценить целесообразность данного вида производственной деятельности и необходимость применения различных методов снижения неблагоприятных воздействий.

Статистический анализ результатов опроса предусматривает проведение двух взаимосвязанных процедур. Во-первых, традиционную статистическую обработку в виде средних значений дисперсий и т. п. Во-вторых, оценку всей экспертной группы - степень согласованности, взаимосвязи и других показателей мнений экспертов, которая проводится с использованием части полученных статистических оценок. Если полученные данной группой экспертные оценки не удовлетворяют соответствующим критериям, то изменяется состав экспертов и проводится повторная процедура опроса.

С помощью экспертов в пятибалльной системе производится оценка значимости интервала вероятности простого риска, входящего в группу производственных рисков АТП. Следует отметить, что значимость интервала вероятности соответствует оценке возможности попадания вероятности риска в искомый интервал.

При этом интервал вероятности простого риска, получивший больший балл (например, 5) считается доминирующим, а интервал вероятности, получивший наименьшее число баллов (например, 1 или 2), считается малозначащим.

Полученные вероятности простых рисков являются исходной информацией для расчета вероятности группы производственных писков, определяемой по формуле:

где Pl - вероятность l-й группы производственных рисков, l = 1?5;

Pkl - вероятность k-го простого риска, входящего в l-ю группу производственных рисков;

?- коэффициент важности k-ого простого риска, входящего в l-ю группу производственных рисков.

Поскольку экспертный опрос может быть проведен практически в любой момент, то разработанная методика обеспечивает соответствующую условиям рынка гибкость, позволяет достигнуть необходимой достоверности и высокой точности оценки вероятности сочетаний спроса на транспортные услуги, рыночной ситуации, позиций предприятия, действий конкурентов, технологических и прочих аспектов среды.

 

Источник: http://www.adviss.ru

 
 

| Начало | Новости | О проекте | О ЦПР | Правовая информация | Сотрудничество | Наши партнеры | Координаты |

Copyright © 2004-2016 ЧОУ ДПО «ЦПР». Все права защищены
info@cprspb.ru