На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
На страницы учебного центра
Организационно-правовые вопросы
Экономическая безопасность
Безопасность КИС
Защита речевой информации
Техническая защита объектов
Сертификация и лицензирование
Кадровая безопасность
Преступления в сфере высоких технологий
Нормативные документы
Полезные ресурсы

Концепция безопасности коммерческого банка

 

Анатолий Брединский

При развитии рыночных отношений и формировании коммерческих структур главенствующую роль играют коммерческие банки. Именно они аккумулируют огромные финансовые потоки и способны активно влиять на развитие национальной экономике. Банки являются своего рода генералами, элитой предпринимательства. Но в тоже время именно банки подвержены наибольшей опасности, ведь там где есть большие деньги, всегда найдутся люди, которые хотели бы их отнять. А ведь проблема безопасности банка это не только проблема его владельцев и сотрудников это еще и проблема его клиентов, а акционеров. Проблемы банка затрагивают широкие слои населения и способны, а иногда способны даже повлиять на ситуацию в стране. Преступления, совершаемые в отношении банков и банковских работников, являются наиболее опасными и тяжелыми. И если время когда банкиров расстреливали и взрывали понемногу проходит, то это совсем не означает, что ситуация нормализуется. Сегодня банкам угрожают гораздо более изощреннее, с использованием последних достижений науки и техники. Откуда может исходить угроза? Что необходимо защищать и как это сделать? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы, используя концепцию безопасности коммерческих банков принятую Советом Ассоциации российских банков.

Для начала рассмотрим основные положения
Объектами безопасности коммерческого банка являются:
- Персонал (руководство, ответственные исполнителя, сотрудники);
- Финансовые средства, материальные ценности, новейшие технологии;
-Информационные ресурсы (информация с ограниченным доступом, составляющая коммерческую тайну, иная конфиденциальная информация, предоставленная в виде документов и массивов независимо от формы и вида их представления).

Субъектами правоотношений при решении проблемы безопасности являются:
- Государство (Республика Молдова) как собственник ресурсов, создаваемых, приобретаемых и накапливаемых за счет средств государственных бюджетов, а также информационных ресурсов, отнесенных к категории государственной тайны;
- Национальный Банк Республики Молдова, осуществляющий денежно- кредитную политику страны;
- коммерческий банк как юридическое лицо, являющееся собственником финансовых, а также информационных ресурсов, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну;
- Другие юридические и физические лица, в том числе партнеры и клиенты по финансовым отношениям, задействованные в процессе функционирования коммерческого банка как внутри страны, так и во внешнефинансовых связях (органы государственной власти, исполнительные органы, организации, привлекаемые для оказания услуг в области безопасности, обслуживающий персонал, клиенты и др.);
- Службы безопасности коммерческих банков и частные охранно-детективные структуры.

К объектам, подлежащим защите от потенциальных угроз и противоправных посягательств, относятся:
- персонал банка (руководящие работники, производственный персонал, имеющий непосредственный доступ к финансам, валюте, ценностям, хранилищам, осведомленные в сведениях, составляющих банковскую и коммерческую тайну, работники внешнеэкономических служб и другие;
- Финансовые средства, валюта, драгоценности;
- Информационные ресурсы с ограниченным доступом, составляющие служебную и коммерческую тайну, а также иная конфиденциальная информация на бумажной, магнитной, оптической основе, информационные массивы и базы данных, программное обеспечение, информативные физические поля различного характера;
- Средства и системы информатизации (автоматизированные системы и вычислительные сети различного уровня и назначения, линии телеграфной, телефонной, факсимильной, радио- и космической связи, технические средства передачи информации, средства размножения и отображения информации, вспомогательные технические средства и системы);
- Материальные средства (здания, сооружения, хранилища, техническое оборудование, транспорт и иные средства);
- Технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов.

Все объекты, в отношении которых могут быть осуществлены угрозы безопасности или противоправные посягательства, имеют различную потенциальную уязвимость с точки зрения возможного материального или морального ущерба. Исходя из этого они должны быть классифицированы по уровням уязвимости (опасности), степени риска.

Наибольшую уязвимость представляют финансовые и валютные средства, особенно в процессе транспортировки, информационные ресурсы и некоторые категории персонала.

Разобравшись с субъектами и объектами, перейдем непосредственно к угрозам безопасности. В процессе выявления, анализа и прогнозирования потенциальных угроз интересам банка необходимо учитывать объективно существующие внешние и внутренние условия, влияющие на их опасность. Таковыми являются:
- нестабильная политическая, социально-экономическая обстановка и обострение криминогенной ситуации;
- невыполнение законодательных актов, правовой нигилизм, отсутствие ряда законов по жизненно важным вопросам;
- снижение моральной, психологической и производственной ответственности граждан.
- отсутствие грамотных специалистов в области безопасности.

Рассмотрим немного подробнее наиболее уязвимые категории
Что угрожает персонала и сотрудникам банка?
- похищения и угрозы похищения сотрудников, членов их семей и близких родственников;
- убийства, сопровождаемые насилием, издевательствами и пытками;
- психологический террор, угрозы, запугивание, шантаж, вымогательство;
- нападение с целью завладения денежными средствами, ценностями и документами.

Преступные посягательства в отношении помещений (в том числе и жилых), зданий и персонала проявляются в виде:
- взрывов;
- обстрелов из огнестрельного оружия;
- минирования, в том числе с применением дистанционного управления;
- поджогов;
- нападения, вторжения, захватов, пикетирования, блокирования;
- повреждения входных дверей, решеток, ограждений, витрин, мебели, а также транспортных средств личных и служебных;
- технологические аварии, пожары, стихийные бедствия и т.п.

Угрозы финансовым ресурсам проявляются в виде:
- невозврата кредитных ссуд;
- мошенничества со счетами и вкладами;
- подложных платежных документов и пластиковых карт;
- хищения финансовых средств из касс и инкассаторских машин.
- резкого изменения экономической ситуации в стране (экономические кризисы)
- банкротства деловых партнеров банка

Угрозы информационным ресурсам проявляются в виде:
- разглашения конфиденциальной информации;
- утечки конфиденциальной информации через технические средства обеспечения производственной деятельности различного характера и исполнения;
- несанкционированного доступа к охраняемым сведениям со стороны конкурентных организаций и преступных формирований.
- уничтожение или порча носителей стратегически важной информации вследствие злонамеренных действий или несчастных случаев
- ведение "информационной войны" против банка наносящий существенный ущерб его деловой репутации

Каким же образом можно защититься от этих угроз? Обобщая и анализируя можно выделить следующие основные составляющие проблемы безопасности:
1) Правовая защита.
2) Организационная защита.
3) Инженерно-техническая защита.
4) Страховая защита

Кто будет осуществлять защиту банка? К сожалению правоохранительные органы не в силах обеспечить должный уровень защиты. Привлечение же частных охранных агентств нежелательно, так как они могут получить доступ к конфиденциальной информации банка. Поэтому целесообразно создание собственной службы безопасности, которая будет решать необходимые вопросы. В соответсвии с положением N 323 от 20 мая 1992 г. "Об организации охраны имущества предприятий, учреждений, организаций и граждан, обеспечении их личной безопасности" предприятие вправе создать собственную службу охраны, задачей которой является обеспечение сохранности имущества и ценностей, а также, по желанию граждан, их личной безопасности.
Но в последсвии Постановление Правительства РМ N 115 от 2 февраля 1999 года это положение признано утратившим силу а, вместо него, c 1 марта 1999 г. было введено в действие Положение о Службе государственной охраны.

Схожее положение мы находим и в законе о Коммерческой тайне от 6 июля 1994:
Статья 9. Специализированные подразделения по охране коммерческой тайны
(1) Для обеспечения защиты коммерческой тайны на крупных хозяйствующих субъектах, могут создаваться специальные режимно-секретные подразделения, функции и полномочия которых отражаются в соответствующих инструкциях, положениях, приказах.
(2) Правоохранительные и иные государственные органы оказывают содействие режимно-секретным подразделениям хозяйствующих субъектов в выполнении возложенных на них функций.

Во всем мире службы безопасности банков являются наиболее профессиональными и технически оснащенными. Некоторые из них по своему уровню способны конкурировать с государственными службами. У нас складывается несколько иная ситуация. Показательным в этом плане является следующие результаты. При сравнении объема финансирования служб безопасности стран западной Европы и СНГ. Первые расходуют от 15 до 25% годовой прибыли. Анализ средств расходуемых на содержание служб безопасности коммерческими фирмами СНГ показывает, что многие из них тратят менее 1 % от годовой прибыли.
В некоторых банках службы безопасности как самостоятельное подразделение вообще отсутствуют. В лучшем случае обеспечением безопасности занимаются ответственные заместители руководителя и нанимаемые охранные структуры МВД или частных агентств. При обеспечении безопасности основное внимание уделяется охране материально-финансовых ресурсов и практически не ведется работы по охране информационных ресурсов. В то же время как считают западные специалисты, утечка 20% коммерческой информации в 60 случаях из 100 приводит к банкротству фирмы. Ни одна даже преуспевающая фирма США не просуществует более трех суток, если ее информация, составляющая коммерческую тайну, станет известной. Таким образом, экономическая и информационная безопасность банка тесно взаимосвязаны.
Кроме того службы безопасности различных банков не взаимодействуют друг с другом либо это происходит на уровне личных контактов.
Необходимость в пересмотре концепции защиты назрела уже давно и поэтому важно как можно быстрее принимать меры, ведь как говорили древние Non progredi est regredi лат. (не идти вперед, значит идти назад).

Источник: "Безопасность для всех", www.sec4all.net

 

| Начало | Новости | О проекте | О ЦПР | Правовая информация | Сотрудничество | Наши партнеры | Координаты |

Copyright © 2004-2016 ЧОУ ДПО «ЦПР». Все права защищены
info@cprspb.ru