На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
На страницы учебного центра
Организационно-правовые вопросы
Экономическая безопасность
Безопасность КИС
Защита речевой информации
Техническая защита объектов
Сертификация и лицензирование
Кадровая безопасность
Преступления в сфере высоких технологий
Нормативные документы
Полезные ресурсы

 

Предприятия связи: между двумя тайнами

 

С. И. Захарцев

 

В Российской Федерации переписка, телефонные переговоры, почтовые, телеграфные и иные сообщения являются личной неприкосновенной тайной каждого человека. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений в нашем государстве обеспечивается и охраняется в первую очередь Конституцией Российской Федерации. Так, в части 2 статьи 23 Конституции сказано: «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». Нормам Конституции соответствуют и другие законы России. Например, в статье 32 Федерального закона России «О связи» от 20 января 1995 года указано, что тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений охраняется Конституцией Российской Федерации. В этой же статье сказано, что все операторы обязаны обеспечить соблюдение тайн связи. Кроме того, согласно статье 33 указанного закона, операторы связи несут ответственность за сохранность принятых почтовых и иных отправлений, доставку их по назначению в установленные сроки.

Вся информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Более того, должностные и иные лица, работники связи, допустившие нарушение указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Те же положения, конкретизированные в части почтовых, описаны в Законе о почтовой связи, принятом 24 июня 1999 года.

Однако, как следует из содержания Конституции и указанных законов, в случаях, предусмотренных Федеральным законодательством Российской Федерации, тайна переписки, телефонных переговоров и других сообщений связи может ограничиваться.

Под ограничением тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщении в данной ситуации понимается возможность органов государства в целях защиты жизни и здоровья людей, для предотвращения тяжких и особо тяжких преступлений, а также обеспечения безопасности общества и государства прослушивать телефонные разговоры любых лиц и получать сведения об этих переговорах, прочитывать письма, перехватывать сообщения, оправленные по другим каналам связи, допускать иные ограничения тайны связи.

В Российской Федерации принят ряд законов, позволяющих ограничивать права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. И одним из таких законов, с которым чаще всего встречаются сотрудники органов связи, является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - закон «Об ОРД») от 5 июля 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями.

В законе «Об ОРД», в частности, указывается:

"Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, допускается только на основании судебного решения и при наличии информации:

1.1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

1.2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

1.3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения этих мероприятий необходимо получить судебное решение о проведении таких оперативно-розыскных мероприятий либо прекратить их проведение.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судью) в течение 48 часов".

В ходе проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий органы, проводящие их, могут использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства. Сразу следует подчеркнуть, что термин «ограничение тайны телефонных переговоров» нельзя сводить исключительно к прослушиванию телефонных переговоров. Получение информации о самом факте переговоров, месте и времени переговоров, номере телефона, с которым производилось соединение, также ограничивает тайну телефонных переговоров. На это указывает и закон "О связи" (статья 32). Следовательно, сведения о телефонных переговорах и сообщениях, посланных по другим каналам связи, из органов связи должны получаться только на основании судебного решения.

В законе "Об ОРД" не указывается перечень оперативно-розыскных мероприятий, на проведение которых нужно решение суда, однако говорится о необходимости получения такого решения на проведение мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений. То есть, из содержания закона следует, что на проведение любого мероприятия, ограничивающего указанные права человека, наличие судебного решения обязательно. Отсюда неверно мнение некоторых сотрудников правоохранительных органов, считающих, например, что на проведение оперативно-розыскного мероприятия "наведение справок" о номерах телефонов, с которыми производились соединения с интересующего их телефона, судебного согласия не нужно. В соответствии с законом "О связи" указанные сведения считаются тайной телефонных переговоров, и, следовательно, согласно закону "Об ОРД" на проведение оперативно-розыскных мероприятий по получению этих сведений судебное решение обязательно.

Как определяет закон "Об ОРД", оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов федеральной службы налоговой полиции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Эффективное проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, напрямую зависит от взаимодействия правоохранительных органов с предприятиями связи. В соответствии с законом "О связи" предприятия связи обязаны содействовать правоохранительным органам в проведении указанных оперативно-розыскных мероприятий (статья 14 закона).

На основании закона «О связи» и в соответствии с указанными требованиями Министерство Российской Федерации по связи и информации (далее - Минсвязи) выдает соответствующие лицензии на право оказания услуг связи.

В лицензиях, выдаваемых Минсвязи России, присутствует следующий пункт:

« Лицензиат при разработке, создании и эксплуатации сети связи обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятии (ОРМ) на сети связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

В случае использования средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право приостановки действия сетей и средств связи лицензиата. Предоставление услуг (подключение пользователей, предоставление каналов в аренду и т. п.) должно осуществляться после выполнения требований закона «Об ОРД».

Необходимо также помнить, что лицензиат обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативными актами Минсвязи (Госкомсвязи) России, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. В указанных нормативных документах Минсвязи России (приказах, письмах, инструкциях и т. д.) расшифровывается порядок исполнения законодательства Российской Федерации в том числе и в части проведения оперативно-розыскных мероприятий. Обязанность лицензиата соблюдать требования нормативных актов Минсвязи России обычно прямо указывается в лицензии.

Основными документами Минсвязи России, регламентирующими систему оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) являются:

— приказ Минсвязи России от 24.06.1992 № 226 «Об использовании средств связи для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий Министерства безопасности Российской Федерации»;

— совместное решение по эксплуатационно-техническим требованиям к средствам и сетям электросвязи для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий, подписанное Первым заместителем Министра связи Российской Федерации 21.01.1993 и заместителем Министра безопасности России, № 513, и прилагаемые к нему «Эксплуатационно-технические требования к средствам и сетям электросвязи по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий»;

— указание Минсвязи России от 11.11.1994 № 252-у «О порядке вне­дрения СОРМ на ВСС Российской Федерации» и прилагаемые к нему «Технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС (СОРМ)»;

— приказ Минсвязи России от 13.09.1995 № 112 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»;

— приказ Минсвязи России от 08.11.1995 № 135 «О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС на территории Российской Федерации»;

— приказ Минсвязи России от 31.01.1996 № 9 «Об организации работ по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях подвижной связи» и прилагаемые к нему «Технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях подвижной радиотелефонной связи (СОРМ СПРС)»;

— приказ Минсвязи России от 30.12.1996 № 145 «О порядке проведения сертификационных испытаний технических средств СОРМ»;

— приказ Минсвязи России от 18.02.1997 № 25 «О порядке взаимо­действия организаций связи и органов ФСБ России при внедрении технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России» и прилагаемое к нему «Соглашение между Министерством связи Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России»;

— приказ Госкомсвязи России от 06.08.1998 № 132 «Об изменении приложения к приказу Минсвязи России от 31.01.1996 № 9 «Об организации работ по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях подвижной связи»;

- Приказ Госкомсвязи России от 20.04.1999 № 70 «О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций ОРМ на сетях электросвязи Российской Федерации»;

- Приказ Гостелекома России от 09.07.1999 № 15 «О технических требованиях СОРМ в транкинговых системах подвижной радиоэлектронной связи»;

- Приказ Минсвязи России от 29.11.1999 № 2 «О технических требованиях к каналам обмена информацией между СОРМ и ПУ в транкинговых системах подвижной радиоэлектронной связи».

Если обобщить указанные документы, то из их содержания следует, что каждый лицензиат должен иметь согласованный с соответствующим территориальным органом ФСБ России план мероприятий по внедрению технических средств СОРМ, определяющий требования к лицензиа­ту в части СОРМ, и документы, подтверждающие выполнение этих требований. Если органы ФСБ России не имеют к лицензиату претензий в части внедрения СОРМ, это также должно иметь документальное подтверждение.

Приемка в эксплуатацию технических средств СОРМ на объекте электросвязи осуществляется комиссией, включающей представителей оператора связи и ФСБ России. Акт приемки представляется в Управление по надзору за связью и информатизацией в соответствующем субъекте Российской Федерации. Необходимо помнить, что работы по внедрению технических средств СОРМ являются конфиденциальными и должны проводиться ограниченным кругом специалистов по согласованию с органами ФСБ России. Операторы связи должны принимать согласованные с органами ФСБ России меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Контроль за деятельностью лицензиатов возложен на Госсвязьнадзор России, что установлено «Положением о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации», утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации № 1156 от 15.11.1993 года. Так как в соответствии с условиями лицензий и требованиями приведенных выше нормативных актов лицензиаты должны не только выполнять мероприятия по внедрению СОРМ, но и оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и реализовывать решения других уполномоченных органов, Госсвязьнадзор России контролирует все направления деятельности лицензиатов в этой части.

Таким образом, по мнению заместителя начальника УЭС Госсвязьнадзора России кандидата технических наук В. Слепакова: «Госсвязьнадзор России контролирует выполнение операторами следующих условий:

1. Условия по оказанию содействия и предоставлению органам, контролирующим оперативно-розыскную деятельность, возможности проведения ОРМ на сети связи лицензиата.

Это условие считается выполненным, если лицензиат представил справку, подписанную руководителем организации-лицензиата, об отсутствии с его стороны в отчетный период случаев отказа оказывать содействие и предоставлять государственным органам, имеющим право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения ОРМ на его сети связи.

2. Условия выполнения решений уполномоченных государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации о приостановке действия сетей и средств связи лицензиата в случае использования их в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства.

Условие считается выполненным при представлении лицензиатом справки, подписанной руководителем организации-лицензиата, об отсутствии в отчетный период случаев невыполнения указанных решений.

3. Условия по началу предоставления услуг (подключению пользователей, предоставлению каналов в аренду и т. д.) после выполнения требований закона «Об ОРД».

Условие считается выполненным при наличии у лицензиата согласо­ванного с соответствующим территориальным органом ФСБ России документа, определяющего требования к лицензиату в части СОРМ (плана мероприятий по внедрению СОРМ и т. п.). При этом, если данный документ содержит сроки реализации каких-либо мероприятий, условие считается выполненным только при наличии у лицензиата согласованных с соответствующим территориальным органом ФСБ России документов, подтверждающих реализацию указанных мероприятий в установленные сроки».

Выполнение указанных условий контролируется Госсвязьнадзором России:

1) на этапе экспертизы перед вводом в эксплуатацию объектов связи;

2) при проведении проверок лицензируемой деятельности в ходе предоставления операторами услуг связи.

В случае выявления фактов невыполнения указанных условий на этапе экспертизы, Госсвязьнадзор России в своем заключении по результатам экспертизы отмечает это как нарушение, которое должно быть устранено до начала работы приемочной комиссии. До устранения указанного в заключении нарушения, акт приемочной комиссии представителем Госсвязьнадзора России не подписывается и разрешение на эксплуатацию объекта связи лицензиату не выдается.

При невыполнении указанных условий в процессе предоставления услуг связи, Госсвязьнадзор России отмечает это в заключении по результатам проверки лицензируемой деятельности, а лицензиату выдается предписание с указанием срока устранения указанного нарушения. Невыполнение им предписания, а также предоставление неверных сведений в указанных выше справках являются основанием для направления Главгоссвязьнадзором России в Госкомсвязи России предложения о приостановлении действия лицензии. Если в период приостановления недостатки не будут устранены, то действие лицензии согласно пункту 17 «Положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации» подлежит прекращению.

В заключение следует сказать, что законодательство Российской Федерации установило для предприятий связи в части обеспечения ими проведения оперативно-розыскной деятельности достаточно жесткие требования. Такие требования неизбежно повлекут (и уже повлекли) существенные противоречия между органами связи и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Однако подчеркнутый законодателем приоритет интересов оперативно-розыскной деятельности над интересами предприятий связи, по мнению автора, вполне справедлив и обоснован, ибо указанная деятельность обеспечивает как государственную безопасность, так и неприкосновенность каждого из его граждан. В связи с этим, предприятиям связи предлагается с пониманием относиться к просьбам и пожеланиям органов ФСБ, соблюдать полную конфиденциальность взаимоотношений с органами госбезопасности и безотлагательно выполнять их требования.

 

| Начало | Новости | О проекте | О ЦПР | Правовая информация | Сотрудничество | Наши партнеры | Координаты |

Copyright © 2004-2016 ЧОУ ДПО «ЦПР». Все права защищены
info@cprspb.ru