На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
На страницы учебного центра
Организационно-правовые вопросы
Экономическая безопасность
Безопасность КИС
Защита речевой информации
Техническая защита объектов
Сертификация и лицензирование
Кадровая безопасность
Преступления в сфере высоких технологий
Нормативные документы
Полезные ресурсы

 

Законодательное регулирование ЭДО: международная практика

 

 

Нина Соловяненко
старший научный сотрудник
Института государства и права РАН, к.ю.н.
Itsec.Ru

 

ЭДО – важнейший объект современного законодательства

Принятие нормативных правовых актов, регулирующих как внутренний, так и трансграничный электронный документооборот, является одной из тенденций развития современного законодательства в государствах, принадлежащих к различным правовым системам. Эта тенденция наблюдается на протяжении нескольких десятилетий.

При разработке национального законодательства, регламентирующего электронную торговлю и электронные подписи, зарубежные страны в целом восприняли положения типовых законов. Они вводились в действие различными способами: либо в форме единого законодательного акта, либо в форме отдельных положений, включаемых в действующие нормативные правовые акты.

Решение проблем юридической силы электронных документов в значительной степени связано с принятием законодательства об электронной торговле и электронной подписи. В нем следует отметить не только последовательную легализацию электронного документооборота, но также унификацию норм и правил, регламентирующих применение электронных документов в коммерческих процедурах.

Типовые законы "Об электронной торговле" и "Об электронных подписях"

В первую очередь унификация происходила посредством разработки типовых законов ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле" и "Об электронных подписях", в которых установлен ряд важнейших принципов.

Во-первых, предусматривается, что информация не может быть лишена юридической силы, действительности или исковой силы на том лишь основании, что она составлена в форме электронного сообщения. Во-вторых, электронное сообщение может удовлетворять требованию о письменной форме, если содержащаяся в нем информация является доступной для ее последующего использования. Наконец, электронное сообщение может считаться подлинным, если:

  • имеются надежные доказательства целостности информации с момента, когда она была впервые подготовлена в ее окончательной форме;
  • эта информация может быть продемонстрирована лицу, которому она должна быть предъявлена.

В отношении электронной подписи требование о наличии подписи считается выполненным, если:

  • использован какой-либо способ для идентификации лица и указания на то, что лицо согласно с информацией, содержащейся в сообщении;
  • этот способ является надежным и соответствующим цели, для которой электронное сообщение было подготовлено или передано.

Типовой закон "Об электронных подписях" предлагал использовать любой метод создания электронной подписи, который отвечает установленным требованиям надежности (технологическая нейтральность). Основной задачей типовых законов являлось утверждение единых подходов при разработке национальных законов в данных областях.

Зарубежные законодатели стараются оперативно реагировать на необходимость гарантий того, что документы, направляемые органам власти и получаемые от них путем электронного обмена, доставлены адресату, что документы получены вовремя, и что в целях любого спора, который может возникнуть, существует соответствующий способ создания и представления требуемых по делу письменных доказательств.

Принятый в 2009 г. модельный закон СНГ "Об электронной торговле" воспринял базовые подходы, закрепленные в типовых законах ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле" и "Об электронных подписях", а также в Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах.

Национальное законодательство зарубежных стран

При разработке национального законодательства, регламентирующего электронную торговлю и электронные подписи, зарубежные страны в целом восприняли положения типовых законов. Они вводились в действие различными способами: либо в форме единого законодательного акта, либо в форме отдельных положений, включаемых в действующие нормативные правовые акты. Например, в Германии юридическое признание электронных документов осуществлено в общем законодательстве (Германском гражданском уложении, процессуальном законодательстве). Австралия в 1999 г. приняла закон об электронных сделках, который полностью вступил в силу 1 июля 2001 г. В Канаде в 1999 г. был принят "Единообразный закон об электронной торговле". В Ирландии в июле 2000 г. был принят Закон об электронной торговле. В Испании в 2002 г. принят Закон об услугах информационного общества и электронной торговле. В Южной Корее в 2001 г. был принят закон "Об электронной торговле". В Гонконге 7 января 2000 г. был издан "Ордонанс
об электронных сделках". В Таиланде в апреле 2002 г. вступил в силу Закон об электронных сделках и электронной подписи. В 2002 г. законодательные акты "Об электронных сделках" были приняты в Турции и Пакистане.

Представляют также интерес консолидированные акты, посвященные как общим вопросам регулирования электронной торговли, в том числе электронным сделкам, так и применению электронных подписей, например, Федеральный закон США 2000 г. "Об электронных подписях в международной и внутренней торговле"; Закон "Об информационных технологиях", принятый в 2000 г. В Индии.

ЭДО в законодательстве ЕС

В Европейском союзе были приняты следующие базовые нормативные документы. Директива 97/7/ЕС от 20 мая 1997 г. осуществила признание контрактов, заключаемых с использованием дистанционных средств, юридически действительными. Директива 2000/31/ЕС от 8 июня 2000 г. по определенным правовым аспектам сферы информационных услуг, в частности электронной коммерции на интернет-рынке, признает заключение контрактов посредством электронных средств.

В законодательстве зарубежных стран закреплена возможность применения электронных документов, которые отвечают требованиям, предъявляемым к письменным документам, если обеспечивается их аутентификация. В этом случае электронные документы рассматриваются как документы в письменной форме и приравниваются к ним по правовым последствиям.

Директива 1999/93/EC об электронных подписях была издана с целью обеспечения юридического признания электронных подписей и создания единых условий для использования электронных подписей и связанных с ними услуг. Директива предусматривает три вида электронных подписей: простая подпись, которая служит для идентификации и установления подлинности данных (например, имя лица под электронным сообщением); усиленная электронная подпись и так называемая "квалифицированная электронная подпись" (основанная на квалифицированном сертификате, созданная с применением безопасного устройства для создания подписи и отвечающая требованиям, установленным приложениями к директиве). Директива устанавливает, что квалифицированная электронная подпись отвечает всем юридическим требованиям к собственноручной подписи и что она признается доказательством при судебном разбирательстве в той же степени, что и собственноручная подпись в отношении традиционных документов. Положения директивы были включены в законодательство всех государств-членов Союза. При этом электронный документ рассматривается как письменное доказательство и является допустимым, если он позволяет идентифицировать его с лицом, от которого он происходит, без нарушения целостности самого документа.

Использование электронных подписей и ссылки на директиву 1999/93/ЕС содержатся в нескольких других принятых директивах. Дирек тива 2001/115/ЕС создает возможность посылать счета-фактуры (invoices) электронным способом. В этом случае подлинность источника и целостность содержания могли бы быть подтверждены усиленной электронной подписью. Новые директивы о государственных закупках 2004 г. завершают законодательное оформление использования электронных подписей в государственных закупках.

Интересно, что в результате исследования правовых и рыночных вопросов электронных подписей, проведенного в Европейском союзе, было установлено, что квалифицированные электронные подписи используются значительно меньше, чем ожидалось, и их рынок недостаточно развит.

Конвенция ООН "Об использовании электронных сообщений в международных договорах"

Мировой тенденцией является стремление государств обеспечить общий подход к использованию электронных документов в трансграничных отношениях. Важный шаг в этом направлении был сделан с появлением Конвенции ООН "Об использовании электронных сообщений в международных договорах" от 23.11.2005 г. Конвенция регламентирует электронное трансграничное взаимодействие применительно к коммерческим договорам. В ней затрагиваются вопросы местонахождения сторон при заключении договоров с использованием электронных средств, времени и места отправления и получения электронных сообщений, использования автоматизированных систем сообщений для заключения договора, критериев соответствия электронных сообщений бумажным документам, электронных методов подтверждения подлинности.

Законодательство об ЭДО в государственном управлении

Важнейшей тенденцией является закрепление в зарубежном законодательстве возможности и даже необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении. Так, например, в США, Италии, Финляндии и Греции приняты законы, регулирующие переход к электронному документообороту в административных отношениях. В США в соответствии с законом 1998 г. о ликвидации бумажного документооборота в государственных органах были разработаны правила, направленные на то, чтобы облегчить государственным органам определение, какие документы могут быть переведены в электронную форму, а какие должны
быть сохранены в бумажном виде; решить вопрос о регистрации и хранении документов. В Греции законы № 150/2001, 2672/1998 и 342/2002 признают электронную подпись и предусматривают электронный документооборот между юридическими лицами в сфере публичного права, публичными учреждениями и органами местного самоуправления, а также всеми перечисленными структурами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Итальянский Кодекс цифрового управления формирует правовые основы развития электронного государства, в том числе получение информации и других услуг в электронном виде. Кодекс гарантирует, что население в целом и бизнес в частности имеют правовое основание использовать электронные средства при обращении в государственные органы, а последние обязаны предоставлять услуги в электронном виде.

Мировой тенденцией является стремление государств обеспечить общий подход к использованию электронных документов в трансграничных отношениях. Важный шаг в этом направлении был сделан с появлением Конвенции ООН "Об использовании электронных сообщений в международных договорах" от 23.11.2005 г. Конвенция регламентирует электронное трансграничное взаимодействие применительно к коммерческим договорам.

Зарубежные законодатели стараются оперативно реагировать на необходимость гарантий того, что документы, направляемые органам власти и получаемые от них путем электронного обмена, доставлены адресату, что документы получены вовремя, и что в целях любого спора, который может возникнуть, существует соответствующий способ создания и представления требуемых по делу письменных доказательств. В этой связи производится разработка и внесение в законодательство основных юридических конструкций, регламентирующих предоставление услуг третьей доверенной стороне, в том числе: управление ключами, управление сертификатами, идентификационные и аутентификацион-ные услуги, невозможность отказа от совершенных действий, службу времени, электронный нотариат и т.п. Так, Национальная ассоциация нотариусов США в 2002 г. представила поправки в Модельный закон о нотариате, которые включали ст. 111 "Электронный нотариат", содержащую детальные правила и стандарты процедуры электронного удостоверения.

 

 

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2010

 

| Начало | Новости | О проекте | О ЦПР | Правовая информация | Сотрудничество | Наши партнеры | Координаты |

Copyright © 2004-2016 ЧОУ ДПО «ЦПР». Все права защищены
info@cprspb.ru