На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
На страницы учебного центра
Организационно-правовые вопросы
Экономическая безопасность
Безопасность КИС
Защита речевой информации
Техническая защита объектов
Сертификация и лицензирование
Кадровая безопасность
Преступления в сфере высоких технологий
Нормативные документы
Полезные ресурсы

 

Правовые вопросы менеджмента в сфере управления персоналом организации

( часть 2: менеджмент )

 

М.И. Ткачев

 

Управление персоналом становится одной из важнейших функций менеджмента на фирме. Недооценка значимости управления персоналом приведет к снижению конкурентоспособности организации.

Независимо от ранга, одной из важнейших функций менеджмента является организация. Менеджмент - это творчество, основанное на определенных принципах. Важно усвоить одно правило: в развитых странах, где в основе организации труда руководителей лежит научный менеджмент, никто ни за кого не работает. Распределение полномочий - первейший принцип управления.

Успех будет сопутствовать тем компаниям (организациям), которым удается создать кадры, работающие на успех своей организации. Этот успех в огромной мере будет определяться заботой о людях и человеческими взаимоотношениями.

Менеджер должен быть:

- лидером, помогать людям полностью раскрывать их способности, создать идеал и стремиться к нему, ободрить, подсказать правильное решение, помогать людям измениться, устанавливать хорошие взаимоотношения, вовремя задать нужные вопросы, уметь создать среду, способствующую работе;

-человеком, направляющим работу в нужное русло, моделирующим возможные ситуации и создающим команду.

Хорошим менеджером можно назвать того, кто придерживается основных принципов этикета: быть честным, отзывчивым, надежным, компетентным, обязательным, скромным; он всегда скажет "спасибо", "пожалуйста", "Как я рад за тебя". Хороший менеджер всегда тактичен и не позволит ничего лишнего, если необходимо покритиковать подчиненного, всегда делает это вежливо и сдержано.

Менеджер должен обладать, кроме того, такими качествами, как:

- уверенность в себе, опора на собственные силы;

- умение знать и соблюдать правила цивилизованного рынка;

- умение поддерживать взаимоотношения с партнерами;

- находить и пользоваться услугами квалифицированных специалистов, анализировать и оценивать их мнение;

- умение уважать и оценивать труд коллег, специалистов;

- жить по средствам, уважать честь и достоинство человека, уважать права собственника;

- в стремлении достичь цели не переходить грани дозволенного.

У деловых людей всего мира существуют строгие понятия обязательности. Достаточно пожатия рук, чтобы вместе заниматься каким-то делом, принять обязательство и т.д. В случае нарушения такой договоренности с вами никто больше не будет вести дела.

Говоря о важности соблюдения этических принципов в работе, интересно познакомиться с этическим кодексом работника одной из фирм Англии:

" I. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

1. Помни, что только высокий уровень профессионализма дает тебе право высказывания по поводу тех или иных аспектов бизнеса.

2. Осуществляй свои профессиональные функции в соответствии с действующими законами и установленными нормами.

3. Любые рекомендации и предложения готовь только после тщательного анализа проблемы.

П. СЕКРЕТЫ ФИРМЫ

4. Воздерживайся от раскрытия секретов фирмы, если на это нет разрешения или если эти секреты не были обнародованы.

5. Информируй подчиненных о секретах фирмы только в той степени, которая им необходима для осуществления своих функций.

6. Воздерживайся от использования секретной информации в целях личного обогащения или с целью обеспечения выгодных сделок с другими лицами.

III. ЧЕСТЬ БИЗНЕСМЕНА

7. Избегай попадания в сферу конфликта интересов и удерживай от этого других.

8. Избегай деятельности, которая бросает тень на честь бизнесмена.

9. Воздерживайся от тех подарков, привилегий и обслуживания, которые порочат звание бизнесмена.

10. Воздерживайся от деятельности по преследованию лиц, имеющих благие намерения.

11. Выступай против профессиональных и административных ограничений честного бизнеса.

12. Содействуй распространению полной информации о всех сферах бизнеса.

13. Соблюдай общечеловеческие нравственные заповеди.

IV. ЭТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

14. Старайся принимать участие в предупреждении и преодолении этических конфликтов.

15. Бизнесмен, который по мнению большинства ведет себя неэтично - должен уйти из фирмы".

Установлена тесная зависимость между предпринимательской культурой и успехом фирмы. Преуспевающие компании Западной Европы, США, Японии характеризуются тем, что они организуют свою деятельность в соответствии с основными ценностями и убеждениями, разделяемыми работниками этих фирм.

На успех могут рассчитывать лишь те предприниматели, кто знает и соблюдает не только экономические законы, но и правила управления персоналом, деловых контактов, конкуренции, знает и следует требованиям законодательства, кто дорожит своей репутацией, добрым именем. Все работники фирмы должны быть ориентированы на решение основной задачи - завоевывать преданность клиентов. Именно из данного ориентира на успех Фирмы работодатель должен проводить кадровую политику. Каждый сотрудник должен осушать ответственность за репутацию фирмы. Поэтому необходимо ценить и воспитывать в персонале честность, внимательность, профессионализм, надежность. Бессмысленно вкладывать огромные деньги в службу сбыта или пышную рекламную компанию, если их с легкостью "пустят по ветру" бюрократы из отдела сбыта, грубая секретарша, некомпетентный "специалист" или вспыльчивый, грубый руководитель.

На приобретение репутации уходят годы, а утратить ее можно мгновенно, и очень часто из-за пустяка. Для репутации важно все - и культура речи работников, и манеры, и одежда, и интерьер офиса, и ... отсутствие дел в судах: гражданских, трудовых, уголовных.

Созданию корпоративной культуры способствует многочисленные факторы, оказывающие влияние на создание определенного микроклимата в коллективе. В процветающих фирмах действует целый ряд ритуалов, церемоний, лаконичных лозунгов, девизов и т.д., которые отражают основные ценности.

Менеджеры новой формации хорошо понимают, что проблемы настоящего и будущего фирмы не должны решаться с помощью каких-то готовых рецептов, традиционных подходов прошлого, работниками не сориентированными на успех, на работу в команде. Смысл человеческого фактора заключается в том, что, несмотря на достижения в развитии сверхсложной техники и тончайшей технологии, роль человека-работника возрастает: ход социально-экономического прогресса зависит от высокой квалификации тех, кто использует новую технику. А высокую квалификацию обеспечивает интеллект и культура работников. Профессиональная культура работников тесно связана с культурой производства.

Теоретик бизнеса Питер Друкер (профессор кафедры управления Клермонтской школы в Калифорнии) говорил, что современная организация не может состоять из начальников и подчиненных: она должна иметь структуру команды. Что такое команда? Это организация, основанная на личной ответственности, где каждый работник должен принимать самостоятельное решение; все сотрудники должны чувствовать себя руководителями.

Создавать успешно работающие команды - это искусство. В команде формируется общая система ценностей, что позволяет достичь больших результатов. Идеи, творческие решения, разумные предложения исходят от самих членов команды. Для руководства командой нужен сильный менеджер-лидер. Именно он должен сконцентрировать всю энер­гию работающих в команде специалистов, правильно поставить задачи, установить цели. Когда удается увлечь людей, они начинают подпитывать друг друга, начинается цепная реакция. Лидер команды должен понимать, что к каждому человеку требуется индивидуальный подход. Работая в команде, люди остаются разными, с индивидуальными навыками и характерами. Учитывая эти различия, надо научиться ценить индивидуальность каждого и использовать ее на достижение общей цели.

Важным условием работы в команде - воспитание в каждом специалисте ответственности за результаты работы всей группы, они должны чувствовать, что их труд в общую работу важен. Только в этом случае каждый член команды будет поглощен обшей целью. Команда сама решает, как выполнить работу. Лидер координирует процесс, поощряет активность, не навязывая своих решений.

Менеджер-лидер должен уметь делиться славой, брать на себя вину за сбои в работе команды. Команда добилась успеха - лидер обязан найти возможность поощрить каждого специалиста (в любой Форме). Главное, каждый должен получить свою долю благодарности за труд. При критике - подход прямо противоположный: публично нельзя жаловаться на свою команду, показывать пальцем на виновного. Только наедине следует говорить с членами команды о том, как можно исправить ошибку и улучшить результаты.

Хороший менеджер-лидер твердо уверен в силе своей команды и делится своей верой с каждым ее работником. Лидер должен быть наставником. Что это значит? Он обязан развивать таланты членов своей команды и поддерживать людей морально; он искренне должен чувствовать себя ответственным за жизнь и творческую карьеру каждого работника, команды.

Величайшая награда, которой может добиться наставник, и величайшее наследие, которое он может оставить после себя - это группа одаренных, уверенных в себе людей, которые способны к сотрудничеству и готовы сами стать лидерами.

Принимая решение о создании команды, уместно помнить, что коллектив обречен на неудачу, когда в нем много талантливых людей - генераторов идей, но очень мало людей, которые могут и умели бы эти идеи успешно реализовать.

Важно с самого начала определить цели и задачи команды, стратегию ее развития. Необходимо побеспокоиться о формировании стабильного ядра: выделить среди работников тех, которые составляют основу команды, и создать для них максимально стабильные и благоприятные условия для работы и для жизни. Надо отказаться от излишней регламентации их работы, детализации действующих норм и правил, в том числе правил субординации. Рекомендую делать ставку на молодых по возрасту специалистов. Они, как правило, имеют хорошие "современные" фундаментальные знания, у большинства из них высоко развиты личностные качества: память, скорочтение, изобретательность, общая культура, свободное владение иностранными языками. Они проще воспринимают нестабильность. Такие специалисты и есть тот "белый" лист, с которьми сотрудничая в команде, можно наполнить прекрасным содержанием, реализовать их высокий интеллектуальный потенциал как для каждого в отдельности, так и в целом для всей команды.

Что дает командная структура для проблемы номер один каждой организации (фирмы) - управление персоналом? Во-первых, реализуется основа любого дела -профессионализм персонала. Во-вторых, дает организации (фирме) гибкость в управлении, а работникам - удовлетворение содержанием труда и его результатами. Командная структура больше подходит для современной системы организации. Необходимость стирания граней между профессиями поняли ведущие фирмы Западной Европы, США, Японии. Это новая управленческая философия, основанная на цивилизованности, общечеловеческой духовности и культуры, высоком интеллектуальном потенциале и дисциплинированности персонала.

Достоинства командных структур позволяют устранить традиционное разделение управления. Командная организация дела позволяет значительно сократить аппарат управления, число ступеней управленческой иерархии. Отпадает необходимость и во многочисленных вспомогательных службах. Сокращение аппарата (в том числе руководителей различных рангов) не самоцель, а продукт перехода к новейшей структуре управления - к командной.

Не существует идеальных организаций, поэтому можно говорить лишь о наиболее "подходящих" для каждой конкретной фирмы организационных структур. Однако, выбирая для фирмы организационную структуру, не следует забывать, что путь к успеху - опора на интеллект.

 

 

 

| Начало | Новости | О проекте | О ЦПР | Правовая информация | Сотрудничество | Наши партнеры | Координаты |

Copyright © 2004-2016 ЧОУ ДПО «ЦПР». Все права защищены
info@cprspb.ru