На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
На страницы учебного центра
Организационно-правовые вопросы
Экономическая безопасность
Безопасность КИС
Защита речевой информации
Техническая защита объектов
Сертификация и лицензирование
Кадровая безопасность
Преступления в сфере высоких технологий
Нормативные документы
Полезные ресурсы

 

Воровство на фирме. Что этому противопоставить?

Нежданов Игорь Юрьевич


В самом начале статьи хочу обратить внимание читателей на то, что данный материал является моим мнением по обсуждаемой теме и не претендует на инструкцию к действию. Все изложенное необходимо для понимания того, как может вестись данная работа, какие методы могут использоваться против кого бы то ни было и не более того.

Один мой хороший знакомый, заработав приличный капитал и развившись с "нуля" до уровня среднего бизнесмена, вдруг стал плохо спать по ночам, его преследовало ощущение всеобщего обмана, - как будто главная цель в жизни всех окружающих это обворовать его. Он начал искать причину этого беспокойства. Безуспешно. Но утвердился в мысли, что ему нужен кто-то или что-то что будет помогать ему контролировать работу сотрудников. Пригласил специалиста, который после недолгого изучения документов показал действительное исчезновение крупных сумм. С этого дня любимой его службой стала немедленно созданная служба безопасности.

Другой известный бизнесмен в один прекрасный момент вдруг обнаружил, что его клиенты задолжали ему сумму, сравнимую с его оборотными средствами и при этом нет правовой возможности вернуть деньги. Причем "увидел" он это только после того как процветавший ранее бизнес стал постепенно чахнуть. Приглашенный консультант по вопросам безопасности показал те моменты в технологии работы с клиентами, что способствовали возникновению данной ситуации.

Подобных примеров любой предприниматель может привести массу. Причем большая часть убытков предприятий являются следствием вполне определенных действий персонала. Причиной этих действий могут быть умысел либо халатность, но корень зла в людях, в их отношении к своим обязанностям. Поэтому важным моментом является такой аспект деятельности системы безопасности как контроль за работой персонала. Для полноты освещения вопроса лучше, на мой взгляд, говорить не о предприятиях вообще, а о конкретном типе предприятий. Для примера можно взять широко распространенные торговые фирмы.

Прежде чем бороться со злом было бы неплохо понять на чем оно держится, т.е. какие факторы способствуют таким проявлениям, каковы побудительные мотивы людей его совершающих. В случае с халатностью более или менее понятно - сотрудник, в силу каких то причин, не хочет или не может полноценно работать и методы борьбы здесь будут соответствующие, больше направленные на выявление профессиональных качеств кандидата и его трудолюбия при устройстве на работу. А вот случай, когда работник намеренно совершает действия, приносящие предприятию убытки, необходимо разобрать более подробно. Такие действия могут быть совершены из корысти либо "из природной вредности". В первом случае нужно искать каким образом последствия этих действий могут быть выгодны работнику, - то ли он просто кладет в карман изъятые из оборота материальные ценности, то ли кто-то со стороны оплачивает его действия.

Пожалуй наиболее болезненно для предприятия воровство сотрудников, - человек работающий в системе видит слабые места системы, знает как маскировать свои действия. Руководитель торгового предприятия должен четко представлять себе, что работник идет на воровство при сочетании двух факторов - желание украсть и возможность украсть. Возможность украсть есть у тех, кто имеет контрольно-распорядительные функции и/или доступ к материальным ценностям и при этом пользуется определенной бесконтрольностью. А желание украсть возникает под воздействием внешних причин (долги, чрезвычайные обстоятельства, явная неучтенность ТМЦ …), либо внутренних (как правило, это недовольство оплатой своего труда и т.п. …).
Выяснив положение дел с мотивами можно разрабатывать и систему противодействия. Конечная цель работы этой системы - исключить возможность возникновения факторов способствующих воровству, свести к минимуму потери предприятия от умышленных либо неумышленных действий сотрудников, а промежуточная - создать условия, при которых человек не сможет украсть. Вся система, состоит из трех подсистем:
- создать условия, при которых человек не сможет украсть. Вся система, состоит из трех подсистем:
- выявления и недопущения
- противодействия
- восстановления первоначального положения дел.
Подсистема выявления и недопущенья.

Задача данной подсистемы заключается в выявлении возможностей "навредить" предприятию и разработке мероприятий по блокированию таких возможностей.

Возможности навредить достаточно обширные но вполне прогнозируемые: хранение ТМЦ на складе, перемещение со склада в торговый зал, нахождение в торговом зале и продажа клиенту. Если предприятие работает по одной схеме, по устоявшимся правилам и т.п., то работа данной подсистемы нужна на первом этапе, а в дальнейшем ее можно исключить. Если же у предприятия меняется стратегическая линия, профиль, происходит переориентирование по поставщикам либо клиентам то необходимость в работе данной системы очевидна.

Блокирование возможностей вредительства со стороны персонала, как и работа всей системы основана на налаживании контроля за работой персонала, учета ТМЦ и их движения, наблюдения за персоналом и анализа полученной информации. В первую очередь необходима четкая структура предприятия с описанием должностных обязанностей каждого сотрудника. Затем нужно описать те технологические процесс, которые имеют место на предприятии. Основываясь на описании процессов, нужно создать режим работы предприятия и режим обеспечения его охраны. Работа сама по себе достаточно нудная, но необходимая. После того как это все появиться на бумаге, можно переходить к внедрению. А наличие документированной информации даст возможность ясно представлять процессы, планировать внутренние процессы, планировать возникновение "тонких моментов", доказывать вину работника, в случае необходимости.

Подсистема противодействия

Задача данной подсистемы заключается в выявлении фактов "вредительства", в их документировании и пресечении. Данная подсистема должна работать постоянно. Работа ее основана на тех же элементах, что и предыдущая. Но в отличие от первой упор делается на наблюдение за текущими процессами. Это в первую очередь контроль за выполнением сотрудниками своих должностных обязанностей, естественно для этого данные обязанности должны быть разработаны и соответствующим образом утверждены. Сам контроль можно осуществлять несколькими путями. Официальная часть включает в себя контроль рабочего времени, контроль отчетности и т.п. Неофициальная часть может состоять из негласного наблюдения за исполнением обязанностей (видео, аудио). Отдельно нужно отметить важность наблюдения за рабочими контактами сотрудников (когда, с кем, по какому вопросу велись переговоры и каков результат), и за уровнем жизни работников (наблюдение в быту, сопоставление доходы/расходы, адекватность поведения доходам). Важное место, в связи с этим, занимает бухгалтерская и финансовая отчетность. Именно благодаря данному виду бюрократии можно выявить факты воровства и документировать их.

Подсистема восстановления первоначального положения дел.

- Задача данной подсистемы заключается в возврате предприятию утраченных ТМЦ, их компенсации, либо компенсация вреда нанесенного имиджу. Эта подсистема может задействоваться по мере необходимости. Но ее работа базируется на возможности юридического, психологического и иного воздействия на злоумышленника.

Наверное не стоит заострять внимание на моменте добровольного возвращения похищенного, - здесь все более или менее понятно. Гораздо интереснее другие способы. Юридическое воздействие возможно при документальном фиксировании факта воровства и готовности к работе с правоохранительными органами.

Психологическое воздействие возможно при полном или частичном документальном фиксировании воровства и возможности, используя эти данные, оказать на субъект воздействие. Чаще всего это воздействие основывается на нежелании человека предавать огласке либо передавать в правоохранительные органы информацию о совершенном им деянии.

Целью такого воздействия может быть возвращение утраченных сумм и/или восстановление имиджа предприятия.

Итак, для эффективной борьбы с таким негативным явлением как воровство персонала необходим целый комплекс мер. Реализовать их на небольшом по численности предприятии несложно - достаточно совета профессионала. А вот на сравнительно крупном предприятии для достижения ожидаемого результата уже необходим специально выделенный сотрудник, - хорошо если это работник знающий все аспекты безопасности, если нет, то на этапе становления так же необходимо привлечение стороннего профессионала. Затраты на создание такой системы с лихвой окупятся той экономией, которую она принесет.

 

Источник: "Безопасность для всех", www.sec4all.net

| Начало | Новости | О проекте | О ЦПР | Правовая информация | Сотрудничество | Наши партнеры | Координаты |

Copyright © 2004-2016 ЧОУ ДПО «ЦПР». Все права защищены
info@cprspb.ru