Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта
А. И. Соловьев,
докторант СпбГУ
Если собственник не позаботится об обеспечении экономической безопасности собственного бизнеса, никто другой не сделает этого и подавно.
Разговор об экономической безопасности нам хочется начать с вопросов: «На всю страну были известны Инкомбанк и фирма «Союзконтракт». Где они сейчас? Они стали жертвами недобросовестной конкуренции или сами загнали себя в угол»? Информации о нынешнем положении этих представителей российской экономики мало, но ясно самое главное: от их былого могущества не осталось и следа.
Можно предвидеть реакцию читателей: «О какой экономической безопасности можно вести разговор в российских условиях сегодня, если даже такие крупные структуры не смогли ее обеспечить. Мы заложники нашего времени и до экономической защищенности нам еще далеко». С этой точкой зрения согласиться никак нельзя. Решать вопросы обеспечения экономической безопасности своего бизнеса в современных российских условиях не только нужно, но и можно. Для этого в стране уже существуют пусть не совершенные, но достаточные условия и возможности.
В качестве примера рассмотрим, как в чрезвычайно сложной ситуации 1998 года эту проблему решал Промстройбанк Санкт-Петербурга. Еще в марте-апреле аналитики банка стали докладывать управляющему о возникновении негативных тенденций на финансовом рынке. В мае-июне уже было принято решение о перемещении активов с рынка государственных ценных бумаг на валютный рынок. Август 1998 года Промстройбанк встретил с долей активов, размещенных в государственных ценных бумагах, не более 5 %. В дальнейшем деятельность руководства банка была направлена на работу по предотвращение массового оттока средств и сохранения доверия клиентов, которым разъяснялись причины сложившейся ситуации, до которых доводилась информация о мерах, предпринимаемых банком по сохранению ликвидности и т. п. Правильная оценка ситуации, своевременные и тактически грамотные действия руководства позволили банку выйти из нее со значительно меньшим ущербом, чем это могло быть, и уже через два месяца вернуться к полноценному без ограничений обслуживанию своих клиентов. Конечно, банку потребовались годы, чтобы полностью компенсировать ущерб, понесенный в результате кризиса, но не растеряв доверия клиентов в самый сложный период, он сохранил способность функционировать как кредитное учреждение.
Анализируя происходящие события и факты, невольно приходишь к пониманию того, что мы находимся только на начальном этапе осознания места проблемы безопасности и, в частности, экономической безопасности в современном мире, стране, в жизни каждого из нас. В международных отношениях уже признано:
- международная безопасность имеет всеобъемлющий характер, она включает в себя экономические, политические, военные, экологические, гуманитарные, информационные и другие аспекты;
- международная безопасность неделима: нельзя строить безопасность одного государства за счет других.
Эти положения необходимо учитывать при формировании концепции экономической без-опасности на всех уровнях, от государственного до хозяйственного.
Экономическая составляющая безопасности далеко не случайно поставлена на первое место. Негативные последствия реализации угроз не только экономических, но и любого другого характера (политических, военных, экологических, социальных и т. д.) всегда оцениваются размером материального ущерба, возмещение которого ложится дополнительным бременем на экономику страны или отдельного субъекта экономики этой страны. Это – экономическая без-опасность в широком смысле, суть которой состоит в обеспечении поступательного экономического развития общества с целью производства необходимых благ и услуг, удовлетворяющих индивидуальные и общественные потребности.
В Советском Союзе все вопросы, связанные с обеспечением безопасности, находились в ведении государственных органов. В настоящее время мы наблюдаем воссоздание системы безопасности, в которой основная роль отводится государству. Это проявляется и в том, что со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти предпринимается чрезвычайно мало шагов, направленных на создание условий, обеспечивающих реальную возможность каждого физического или юридического лица самостоятельно, при помощи негосударственных или государственных организаций защищать свои гражданские и экономические права. Приведем лишь два примера.
Проект закона «О коммерческой тайне» уже около восьми лет не может обрести официальный статус. И это не случайно. Правовые нормы этого закона позволили бы навести относительный порядок в информационной сфере предприятий: что и как можно засекречивать, а что должно быть доступно каждому заинтересованному лицу без каких-либо ограничений.
Неурегулированность этого вопроса приводит к тому, что работать в сфере сбора и обработки информации чрезвычайно сложно. В справочно-информационном издании «Все о вашей безопасности 2000 – 2001 год», изданном в Москве, в разделе «Информационно-аналитическое обеспечение безопасности» значатся только 5 фирм. Немного для 8-миллионного города с интенсивной экономической жизнью. Остальные предпочитают не светиться, так как пути добывания необходимой информации в основном не законные: либо воруют, либо используют неформальные связи.
Второй пример связан с действующим законом «О частной детективной и охранной деятельности». Несмотря, на то что детективная деятельность стоит в его названии на первом месте, закон выполнил свою задачу только в части регулирования частной охранной деятельности. А как обстоит дело с частными детективами? Их практически не существует. В упомянутом абзацем выше справочном издании раздела, посвященного детективной деятельности, даже не существует. Только в отдельных рекламах охранных фирм содержатся ссылки на наличие лицензии на частную детективную деятельность. Здесь уместно вспомнить, что далеко не все статьи Уголовного кодекса РФ в разделе экономических преступлений предполагают проведение предварительного следствия. Это означает, что обязанность сбора доказательств о совершенном правонарушении лежит на заинтересованном лице, то есть потерпевшем. Кто же ему в этом поможет, если государственные правоохранительные органы этого делать не обязаны.
Что же в рыночных условиях должно составлять предмет обеспечения экономической безопасности предприятия, фирмы, собственника. Экономическая безопасность фирмы – это состояние защищенности от ущербов различной природы, которые можно условно разделить на несколько видов:
- случайные и умышленные;
- направленные против собственности;
- препятствующие осуществлению экономической деятельности;
- управленческие;
- информационные;
- структурно-функциональные;
- кредитно-финансовые;
- технико-технологические;
- товарно-распределительные;
- экологические;
- исходящие от персонала фирмы;
- направленные против персонала фирмы;
- административные и уголовные;
- имиджевые и т. д.
Приведенного перечня вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о всеобъемлющем характере деятельности, которая должна проводиться для обеспечения экономической безопасности предприятия. На двух из перечисленных выше видах угроз, а именно направленных против собственности и препятствующих осуществлению экономической деятельности, нам представляется необходимым остановиться подробнее, поскольку они имеют концептуальное значение для понимания проблем, связанных с темой экономической безопасности.
При социализме практически вся собственность была государственной и защищалась всей мощью государственного аппарата. В рыночных условиях каждый из нас имеет право не только на собственность, которая находится в личном потреблении, но и на средства производства и предприятия в целом. Причем собственник может сам принимать участие в деятельности своего предприятия, а может привлекать для управления наемных менеджеров. При этом степень контроля собственника над принадлежащими ему фирмами будет различной, что требует различных подходов к обеспечению безопасности собственности. Это особенно актуально здесь и сейчас, так как по России с завидной регулярностью прокатываются волны передела собственности, причем далеко не всегда правомерного. Уже никого не удивляет использование для покушения на собственность таких характерных для рыночной экономики процессов, как скупка акций и формирование контрольного пакета, банкротство и уступка долгов. При отсутствии надлежащего контроля за деятельностью наемных сотрудников легко можно лишиться собственности в результате, например, ликвидации компании, взысканной в счет погашения долгов.
Кроме того, общепризнанно, что совершенной конкуренции в ее классическом понимании не существует ни в развитых капиталистических странах, ни тем более в России. Недобросовестная конкуренция является непременным атрибутом рыночных отношений. Ее инструменты могут быть использованы не только для получения неправомерного превосходства над соперником по бизнесу, но и для полного подавления конкурирующих предприятий с целью вытеснения их с рынка или перераспределения их собственности в своих интересах.
Остальные виды угроз можно рассматривать в качестве инструментов для реализации описанных выше, поэтому исходить в своей бизнес-политике следует из того, что собственность и конкуренция в рыночной экономике будут существовать всегда, а, следовательно, тема экономической безопасности имеет неограниченную перспективу.
Противостоять экономической опасности можно и нужно даже в российских условиях становления рыночных отношений. Этому необходимо учиться всем, кто не желает доверять защиту своих экономических интересов тому, кого они интересуют в последнюю очередь: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
При создании системы экономической безопасности в своей работе необходимо уделить внимание следующим направлениям: правовому, организационно-управленческому, информационно-аналитическому и техническому. Только объединение в едином комплексе правовых, экономических и специальных знаний позволяет всеобъемлюще подойти к решению проблемы обеспечения безопасности.
В зависимости от специфики экономической деятельности объем мероприятий по каждому направлению и соотношение между направлениями будет различным. Кому-то будет достаточно грамотно организованного правового обеспечения своей деятельности, а перед кем-то встанет вопрос о создании специализированных подразделений и вложения средств в защиту экономических прав и интересов. В любом случае обеспечение безопасности должно соответствовать требованиям принципа экономической целесообразности. Затраты на обеспечение безопасности неизбежны, но их размеры должны соответствовать степени опасности и стоимости защищаемого ресурса. Необоснованные затраты на обеспечение безопасности сами могут стать угрозой функционирования фирмы, и такие примеры в нашей действительности есть.
Угрозы экономическому положению организации следует разделить на две основные группы:
- Угрозы собственности фирмы, включающие покушение или нанесение ущерба ее материальным и интеллектуальным ресурсам вплоть до нарушения прав собственника на владение бизнесом или утраты контроля над ним;
- Угрозы нарушения экономической деятельности фирмы, к которым можно отнести, например, невыполнение договорных обязательств, несоблюдение налогового или экологического законодательства, возрастание дебиторской задолженности, принятие неправильных управленческих решений, низкую квалификацию персонала и т. п.
Алгоритм создания системы обеспечения экономической безопасности может быть представлен следующей последовательностью действий:
- Всестороннее изучение рыночного сектора, в котором работает фирма и в которых она планирует начать работу в обозримом будущем, политических, экономических, криминогенных факторов в стране, регионе, городе, а при необходимости и в мире, которые могут оказывать влияние на деятельность фирмы. Цель: уяснение текущего экономического положения фирмы, прогнозирования ее положения в будущем в соответствии с планами развития бизнеса и формирование перечня угроз, которые могут мешать достижению поставленных целей.
- Разработка комплекса мер, направленных на предупреждение, выявленных угроз или снижения ущерба, который может иметь место при их реализации, в том числе и мер по локализации угроз и ликвидации их последствий.
- Разработка организационной структуры системы безопасности, включающей определение целей и задач по обеспечению экономической безопасности, разработку положения по экономической безопасности и различных инструкций, распределение обязанностей по обеспечению экономической безопасности между должностными лицами и подразделениями фирмы, назначение ответственных лиц, введение должностей, специальных структурных подразделений и формирование службы безопасности.
- Организация контроля за соблюдением установленного режима экономической безопасности, проводимого по методикам, разрабатываемым в организации.
Предлагаемый алгоритм не имеет привязки к конкретным задачам и проблемам, которые стоят перед организацией, поэтому объем и характер действий при создании системы экономической безопасности в каждой организации будет сугубо индивидуальным. В этом заключается одна из основных проблем, характерных для данной задачи, поскольку любые рекомендации, с которыми приходится сталкиваться на страницах печати или при обмене мнениями на различных конференциях и семинарах, пригодны лишь для «принятия к сведению». Применение рекомендаций возможно только после их тщательного осмысления и преломления через призму конкретных обстоятельств своей деятельности.
Система безопасности и задачи, которые она призвана решать, в каждом конкретном случае имеет сугубо индивидуальные черты. Формирование собственной системы экономической безопасности требует понимания сути этого процесса, факторов, определяющих ее специфику в каждом конкретном случае, существующих приемов и методов защиты экономических интересов, способов их адаптации к конкретной ситуации. А для этого необходимы знания в этой далеко не простой, но необходимой для нашего времени сфере.
"Защита информации. Кофидент", № 3, 2002