На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
На страницы учебного центра
Организационно-правовые вопросы
Экономическая безопасность
Безопасность КИС
Защита речевой информации
Техническая защита объектов
Сертификация и лицензирование
Кадровая безопасность
Преступления в сфере высоких технологий
Нормативные документы
Полезные ресурсы

 

Методы оценки и снижения кредитных рисков предприятий

Журнал "Финансовый директор"
№ 5 за 2002 год
www.fd.ru

http://www.fd.ru/archive_art/1336.html

Ичкитидзе Юрий (начальник отдела стратегического анализа компании "АВК"; Вера Хазанова, начальник отдела финансового консультирования компании "АВК" )
Хазанова Вера (начальник отдела финансового консультирования компании «АВК»)

Потенциальный кредитор всегда стремится определить, какова вероятность того, что заемщик не сможет вернуть кредит своевременно и в полном объеме (кредитный риск). В зависимости от величины кредитного риска банк устанавливает процентную ставку по кредиту. Если риск окажется слишком высок, то предприятие может и вовсе не получить кредит. Каким образом определяется кредитный риск и можно ли его минимизировать - об этом и пойдет речь в нашей статье.

Оценка кредитных рисков

Каждый банк имеет свои методы оценки кредитных рисков. Однако существуют и общие принципы, которыми обычно руководствуется любой банк. Как правило, процесс оценки кредитных рисков можно разбить на три этапа:

  1. Предварительная оценка всех рисков, существующих на предприятии.
  2. Количественная оценка вероятности того, что заемщик не погасит кредит своевременно или не сможет погасить его вовсе (кредитного риска).
  3. Принятие решения о выдаче (невыдаче) кредита, и в случае выдачи - расчет процентной ставки.

Рассмотрим подробнее каждый из названных этапов.

Предварительная оценка всех рисков

Анализ компании-заемщика обычно проводится по нескольким направлениям.

Оценка деловой репутации компании. Изучается история развития компании, ее положение на рынке, соответствие экономических показателей предприятия (рентабельности, платежеспособности) среднеотраслевому уровню. Эти данные кредитный отдел банка будет анализировать как по открытым источникам информации (газеты, журналы, публикации в интернете), так и на основании документов, которые затребует от предприятия (финансовая отчетность, договоры с партнерами и т. д.). Наверняка кредиторы захотят ознакомиться и с кредитной историей потенциального заемщика.

Оценка профессионализма менеджмента. Многие банки интересует образование и опыт работы ключевых руководителей предприятия, поэтому они могут потребовать их личные дела, резюме. В случае сомнений банки могут проверить полученную информацию по собственным каналам.

Оценка делового риска (то есть риска того, что доходы предприятия не поступят вовремя или не достигнут запланированной суммы). В ходе этой работы изучаются договоры компании с контрагентами; проверяется надежность поставок сырья, износ оборудования, его мощность и загруженность, состояние производственных помещений. Чтобы оценить все это, банк не только затребует большой пакет документов (от договоров до документов по оборудованию), но и, скорее всего, сотрудник банка посетит предприятие и осмотрит все на месте.

Также банк будет оценивать уровень платежеспособного спроса на продукцию предприятия, длительность погашения дебиторской задолженности, защищенность от неплатежей покупателей и ряд других факторов. Наверняка заемщику придется показать договоры на продажу продукции.

Оценка финансового состояния. На основе представленной банку управленческой и бухгалтерской отчетности анализируется структура активов и пассивов компании, определяется удельный вес привлеченного капитала в пассивах, рассчитываются финансовые коэффициенты (платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости и т. д.). Кроме этого проводится анализ денежных потоков компании на основе бухгалтерских и управленческих отчетов о движении средств как минимум за два последних года 1.

    Елена Ананкина, руководитель корпоративного направления компании Standard and Poor.s (S & P)

    Состав информации, необходимой нашим аналитикам для оценки кредитного риска предприятия, может различаться в зависимости от специфики отрасли и конкретного заемщика. Обычно мы анализируем следующие сведения:

    • консолидированную финансовую отчетность за несколько лет (желательно, чтобы она готовилась по международным стандартам);
    • информацию об операционной деятельности: структуру отрасли, рынок, производство, стратегию, менеджмент, структуру собственности и другие факторы (для каждого заемщика разрабатывается собственный список);
    • наиболее свежие данные о структуре и размере долга, а также о ситуации с ликвидностью.

    В ходе присвоения рейтинга S & P не только анализирует документы, но и проводит встречи с менеджментом, чтобы наше исследование было максимально полным и качественным.

     

Количественная оценка кредитного риска

На этом этапе банк оценивает вероятность того, что выданный предприятию кредит не будет возвращен. Одни банки используют метод балльных оценок, при котором каждому фактору кредитного риска, проанализированному на первом этапе, присваивается определенная оценка (в баллах). Потом на основе этих оценок с учетом их удельного веса определяется итоговый суммарный балл, который и присваивается заемщику. В зависимости от полученного результата предприятие относят к одной из групп кредитного риска. Для каждой группы установлены свой размер процентной ставки и свои условия обеспечения кредита.

Другие банки применяют метод экспертных оценок, когда на основе предварительного анализа всех кредитных рисков предприятия эксперты выносят свое суждение о вероятности того, что кредит не будет возвращен в срок.

Принятие решения о выдаче кредита и расчет процентной ставки

Если банк принял положительное решение о выдаче кредита, то для расчета уровня процентной ставки применяются несложные экономико-математические методы.

Например, эксперты аналитического отдела компании "АВК" определяют зависимость процентных ставок от уровня кредитного риска на основе расчета математического ожидания прибыли банка от предоставления кредита.

Приведем упрощенный вид формулы для вычисления ставки процента в зависимости от оценки вероятности невозврата кредита:

где i r - процентная ставка по кредиту с учетом риска;
i - безрисковая ставка;
p - вероятность того, что кредит не будет возвращен;
q - вероятность того, что кредит будет возвращен вовремя и полностью.

Значения p и q определяются на основе одного из методов, описанных при анализе второго этапа.

Используя эту формулу, можно приблизительно рассчитать процентную ставку по кредиту в зависимости от экспертной оценки вероятности того, что кредит не будет возвращен (см. таблицу 1).

С помощью этой таблицы можно определить границы кредитного риска, в которых ставка процента по займу является приемлемой. Допустим, предприятие устраивает кредит под конкретный проект при ставке 25% годовых. Банк, в который обратилось предприятие, оценил риск в 1%, соответственно, ставка по кредиту будет равна 16%. В этом случае предприятие возьмет кредит, реализует проект, вернет заемные средства и получит прибыль. Но если банк оценит кредитный риск в 10%, то ставка по займу будет существенно выше - почти 28%. При такой цене заемных средств реализация проекта становится для предприятия уже невыгодной, поэтому ему придется отказаться не только от кредита, но и от своего проекта (или же попытаться убедить другой банк в собственной благонадежности).

Методики и формулы определения процентной ставки по кредиту в различных банках могут отличаться от приведенной в данной статье. Но все они базируются на анализе одних и тех же факторов. С учетом этого компании целесообразно проанализировать свои риски еще до обращения в банк, то есть взглянуть на себя глазами банкиров. Есть два способа сделать это: привлечь консультантов или попытаться оценить риски своими собственными силами.

Рассмотрим возможность снижения кредитных рисков на примере.

Как снизить кредитные риски

Ювелирная компания стремилась привлечь долгосрочные финансовые ресурсы для осуществления конкретного инвестиционного проекта. Однако банки оценивали кредитные риски заемщика как весьма значительные и поэтому запрашивали очень высокую процентную ставку по кредиту. Стоимость кредитования в этом случае становилась настолько большой, что делала само привлечение заемных ресурсов неэффективным.

Компания обратилась к консультантам с целью выявления, оценки и снижения кредитных рисков, характеризующих предприятие. Рассмотрим, какие меры были приняты в результате совместной работы консультантов и сотрудников предприятия.

Классификация выявленных рисков и пути их устранения

Управленческие риски. Предприятие не имело стратегии развития, долгосрочного бизнес-плана. Отсутствие этих документов означало, что предприятие не могло обосновать цель привлечения долгосрочных заемных средств, а также подтвердить расчетами возможности бизнеса для возврата кредита.

Для устранения риска была разработана долгосрочная стратегия, определены цели предприятия и пути их достижения. Был разработан бизнес-план, включавший описание инвестиционного проекта, произведен расчет денежных потоков с учетом получения и возврата кредита. Это сделало реализацию проекта более "прозрачной" для кредиторов.

Еще одним выявленным управленческим риском оказалось медленное реагирование менеджмента на изменения внешней среды. Для того чтобы повысить уверенность кредиторов в адекватных действиях управленческого персонала в кризисной ситуации, в бизнес-план были включены мероприятия по совершенствованию организационно-управленческой структуры и оптимизации процесса принятия решений. Кроме того, бизнес-план был составлен по трем сценариям: оптимистичному, пессимистичному и среднему. В них были заложены колебания основных показателей, характеризующих проект, а также указаны методы реагирования предприятия на изменения внешней среды.

Маркетинговые риски. Данные риски включают вероятность недостижения плановых объемов сбыта в натуральном и денежном выражениях и, как следствие, невозврат кредита.

Основной ошибкой компании было неэффективное управление ассортиментом: предприятие в больших объемах выпускало изделия, не пользующиеся спросом, и наоборот, популярные украшения производило в небольших количествах. Для устранения этого риска была разработана ассортиментная программа выпуска изделий на следующий год с использованием данных маркетинговых исследований рынка.

Еще одним недостатком работы предприятия была неоптимальная сбытовая сеть. Компания, во-первых, не имела собственной розничной сети, во-вторых, основная часть продукции реализовывалась в регионах с низкими доходами населения, хотя ювелирные изделия относятся к предметам роскоши и в первую очередь должны продаваться в богатых регионах. В результате такой деятельности объемы продаж были недостаточными, а существенная часть прибыли оседала у оптовиков.

В ходе работы по устранению этого риска была разработана методика определения привлекательности регионов, а также составлен план продвижения продукции в данные регионы путем открытия там собственных магазинов.

Технические и технологические риски. Для компании были характерны высокий износ техники и устаревшие технологии. Риск был связан с трудностями увеличения объемов производства на существующем оборудовании, а также производства новых популярных изделий в соответствии с разработанным маркетинговым планом. Поэтому в процессе работы были определены потребности в новых станках, рассчитаны затраты на их внедрение. Покупка нового оборудования была определена как одна из основных целей привлечения инвестиций и включена в бизнес-план.

Финансовые риски. Основным выявленным финансовым риском оказалось низкое качество пассивов. В пассивах компании преобладали краткосрочные кредиты, которые брались под проценты, существенно превышающие рентабельность предприятия. Такая ситуация была обусловлена необходимостью финансирования "раздутых" оборотных средств.

В связи с этим был разработан порядок улучшения структуры пассивов за счет как "удлинения" кредитов и снижения процентных ставок, так и использования других видов внешнего финансирования (лизинг, облигационный заем, венчурное финансирование).

Другим направлением улучшения финансового состояния предприятия стало снижение объема оборотного капитала. Необходимый результат был достигнут за счет уменьшения доли сырья в себестоимости и снижения срока реализации готовой продукции (благодаря мероприятиям в области маркетинга и сбыта).

Предпринятый комплекс мер позволил существенно снизить риск невозврата предприятием полученных займов. Результатом проведенной работы стало получение компанией кредита, ставка процента по которому соответствовала среднерыночному уровню на тот момент (20-22%).

Таким образом, кредитный риск может быть снижен за счет совершенствования структуры управления предприятием, улучшения финансового положения, а также повышения информационной "прозрачности". Соответственно, в этом случае будет снижена и стоимость привлечения заемных средств.

______________________________________

1 Более подробно о том, как банки анализируют бухгалтерскую и управленческую отчетность компаний, вы можете узнать из интервью с Александром Ястрибом. – Примеч. редакции.

 
 

| Начало | Новости | О проекте | О ЦПР | Правовая информация | Сотрудничество | Наши партнеры | Координаты |

Copyright © 2004-2016 ЧОУ ДПО «ЦПР». Все права защищены
info@cprspb.ru