В России внутреннее регулирование, касающееся проблемы уклонения от уплаты налогов посредством использования офшоров, осуществляется рядом государственных органов. И, несмотря на общие цели, у каждого из них есть свои функции и методы работы в этом направлении.
Президент и Правительство РФ
Президент России еще в 2005 году в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию говорил о необходимости стимулирования прихода накопленных гражданами капиталов в национальную экономику. И предложил легализовать такие средства: предоставить возможность вернуть их из офшорных территорий, заплатив при этом 13% подоходного налога и внеся соответствующие суммы на счета в российских банках.
Как следствие, 30 декабря 2006 года Государственной Думой был принят Федеральный закон от 13.12.06 № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» (далее – Закон № 269-ФЗ). Данный документ вступил в силу 1 марта 2007 года и предоставил налогоплательщикам возможность до 1 января 2008 года задекларировать свои доходы, полученные до 1 января 2006 года. (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона № 269-ФЗ).
Федеральная налоговая служба России
Налоговая служба в 2002 году составила список безналоговых и низконалоговых территорий. Он состоял из двух групп государств: страны, с которыми у России отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения, и оффшорные зоны (письмо МНС РФ от 27.03.02 № ФС-6-26/360). Не трудно догадаться, что список был составлен с целью контроля сделок, заключенных с контрагентами из этих стран, и, как следствие, полноты удержания налогов.
С момента издания этого документа ситуация изменилась: у России был заключен ряд новых соглашений об избежании двойного налогообложения. Однако, «на бумаге» перечень государств, с которыми у Российской Федерации нет подобных договоров, остался прежним.
Орган валютного регулирования и валютного контроля
Валютное регулирование и контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).
Органом валютного контроля является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) (постановление Правительства РФ от 15.06.04 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»). Росфиннадзор может проводить плановые проверки, а также может заинтересоваться компанией «по доносу» агентов валютного контроля.
Согласно п. 3 ст. 22 Закона № 173-ФЗ, агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, таможенные и налоговые органы. Они, в частности, проверяют осуществление валютных операций по сделкам между российскими и иностранными организациями. Кроме того, при подозрении в нарушении валютного законодательства вышеупомянутые агенты передают информацию о нарушителе органу валютного контроля (п. 9 ст. 23 Закона № 173-ФЗ). Например, если речь идет о компании, то такими данными будут: наименование, ИНН, место регистрации, содержание нарушения и т.д.
Отметим, что Росфиннадзор обладает полномочиями по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ), а также может инициировать возбуждение уголовного дела в отношении руководителя организации (ст. 193 УК РФ).
Федеральная служба финансового мониторинга (ФСФМ)
Данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и находится в ведении Министерства финансов РФ (постановление Правительства РФ от 23.06.04 № 307 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовому мониторингу»). Основным нормативным актом в рассматриваемой области является Федеральный закон от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ). Так, например, согласно этому документу, обязательному контролю подлежат операции, сумма которых равна или превышает 600 тыс. руб. (либо эквивалентную сумму в иностранной валюте). В частности, эта норма распространяется на операции по зачислению или переводу на счет денежных средств, предоставлению или получению кредитов (займов), если одной из сторон является резидент страны, которая не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (подп. 2 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).
Кроме того, согласно ст. 8 Закона № 115-ФЗ, при наличии подозрений, что сделка связана с отмыванием доходов, ФСФМ направляет соответствующую информацию по ней в правоохранительные органы. Также при получении от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом (банки, страховые, лизинговые компании и т.д.), данных о приостановлении ими сомнительных операций, ФСФМ может проводить по таким сделкам предварительную проверку информации. Если она будет признана обоснованной, то ФСФМ издает постановление о приостановлении проверяемых операций на срок до пяти рабочих дней. Данные о них также направляются в правоохранительные органы.
Центральный банк России
Банк России тоже озабочен проблемой вывода российских капиталов за рубеж. Так еще в 1999 году он начал составлять списки оффшорных зон (указание ЦБ РФ от 12.02.99 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства»). Как следствие, при установлении отношений, заключении контрактов с резидентами этих территорий банкам предписывалось уделять пристальное внимание подобным сделкам, осуществлять дополнительный контроль, запрашивать вспомогательные документы, а также предоставлять в Банк России информацию о валютных операциях по таким договорам. В настоящее время данный документ еще действует, но сами списки отменены (указание ЦБ РФ от 12.09.03 № 1330-У «Об упорядочении отдельных нормативных актов Банка России»).
На сегодняшний день у ЦБ РФ остался единственный список государств, предоставляющих льготный налоговый режим (указание ЦБ РФ от 07.08.03 № 1317-У). Он касается уже корреспондентских отношений российских резидентных банков с банками этих государств.
Кроме того, Банк России утвердил Методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (письмо ЦБ РФ от 13.07.05 № 99-Т, применяется до 1 января 2009 года). В них, в частности, установлены дополнительные признаки повышенной степени риска совершения клиентом банка операций по отмыванию доходов: туристическая деятельность, реализация предметов искусства. Также в вышеупомянутых Методических рекомендациях были определены основные критерии выявления операций по отмыванию доходов и признаки необычности сделок: контрагентом клиента банка является резидент территории с низконалоговым режимом, получателем товаров, денег выступает нерезидент, который по договору не является контрагентом клиента банка, и т.д.