Г. Минаев
С развитием концепции
безопасность-менеджмента как науки управления социальными системами
постепенно должны уходить в прошлое унылые понятия
«ведомственной охраны», «службы
безопасности», образы которых складывались годами и которые
все еще стереотипно подразумевают нетворческий физический труд,
стесненный рамками функциональной ограниченности в принятии жизненно
важных для социальной организации решений. Система
безопасность-менеджмента, в отличие от своего исторического клона,
естественно, выдвигается на первые позиции в социальной организации, на
роль междисциплинарной «кафедры» организации,
способной объективно и с разных сторон оценивать ее состояние и
выдвигать интегрирующие идеи, работающие на опережение.
В литературе все больше укрепляется пока не
очень престижное (по социальному статусу) и не очень ясное (где
работать?) название этой важнейшей деятельности —
«безопасность-менеджмент» и профессии —
«безопасность-менеджер». Такой квалификации в
квалификационном справочнике нет, а в массовом сознании эта
квалификация и профессия пока ассоциируются в лучшем случае с
квалификацией и профессией охранника с высшим образованием, что
совершенно неверно.
Неверно потому, что безопасность — это
широкий подход к управлению социальной организацией, где критерием
эффективности управления выступает достигнутый уровень безопасности по
отношению к плановому. Неверно потому, что все содержание управления
должно быть подчинено сохранению целостности социально-экономической
системы, созданию внутренних и внешних условий, гарантирующих
стабильность и безопасность, устойчивое поступательное развитие
организации, реализацию ее интересов.
Деятельность безопасность-менеджера —
это не только и не столько традиционные услуги по охране и защите, но и
системная управленческая деятельность в специфической сфере —
сфере безопасности организаций. Это деятельность не охранника и не
милиционера, не сотрудника МЧС и, конечно, не органов ФСБ. Эта
деятельность не вписывается в рамки их профессиональной принадлежности,
как не вписывается, а скорее выходит за рамки и классического
менеджмента всех его типов и видов. Это специфическая деятельность
людей, имеющих базовое образование в области управления и безопасности
социальных организаций.
Сущность этой деятельности —
организация гуманитарной защиты социальных систем. Гуманитарная защита
претендует на достойное место в иерархии безопасность-менеджмента
общества. Область деятельности структур, ответственных за гуманитарные
аспекты безопасности социальных систем, очень широка и социально
значима. Это прежде всего проблемы безопасности и структурной
устойчивости субъектов экономики.
Осознание управления функцией безопасности социальных организаций как
профессии занимает все более прочное место в современной земной
цивилизации.
Наука управления функцией безопасности
социальных систем — это совершенно новая для теории
управления задача, поскольку нет традиционно явно выраженного объекта
управления. Безопасность — не объект, и, следовательно, не
может быть объектом управления. Безопасность не может функционировать,
и у нее нет результатов функционирования: управлять безопасностью
невозможно. Безопасность — мера состояния.
Безопасность-менеджмент характеризует собой более широкое (родовое)
социально-экономическое учение по сравнению с менеджментом как видовой
ее частью. Они отличаются объектами управления.
Разница в объектах управления— это
главное, что отличает менеджмент от безопасность-менеджмента.
Менеджмент и сфера его влияния распространяются только на управление
рыночными социально-экономическими системами. Безопасность-менеджмент и
сфера его влияния распространяются на все сложные системы реального
физического мира.
Другое, что отличает менеджмент от
безопасность-менеджмента, — это разница в целеполагании. Цель
безопасность-менеджмента — обеспечение в объекте управления
условий, необходимых для реализации функции безопасности и, как
следствие, самого процесса развития системы и достижения поставленных
целей. Эта цель, несомненно, намного шире целей менеджмента —
достижения объектом управления некоего желаемого экономического
состояния, отличающегося в лучшую сторону от существующего (повышение
эффективности организации, получение прибыли и др.).
Разница в целеполагании — это и разница философий управления.
Если в менеджменте управление понимается как основное средство
использования экономических законов в процессе взаимодействия людей, то
в безопасность-менджменте управление — это средство
использования законов развития и безопасности жизнедеятельности людей.
Предметом науки управления являются
управленческие отношения, то есть отношения между субъектом и объектом
управления. Если субъект управления — это человек или
социальная группа с их интересами, то объект управления — это
часть объективной действительности, обусловленной взаимодействием двух
основных ее функций — функции развития и функции
безопасности. Управленческое воздействие одинаково должно
распространяться на эти две основные функции бытия объекта управления,
отражая реализацию двух основных категорий интереса —
интересов развития (благосостояния) и интересов безопасности.
Расщепление управленческого воздействия по направлениям функций бытия
во времени и пространстве — это управленческое
«невежество».
Поворотное значение в теории и практике управления, в ориентации
управленческих методов и оценке эффективности управления имеет то, что
безопасность становится активом организации, требующим систематической
оценки, бережного отношения, распространения и использования. Анализ
показывает, что в настоящее время значительная доля рыночной стоимости
фирм прямо не связана с их текущей прибылью. Увеличивающийся разрыв
между этими показателями обусловлен ростом значимости нематериальных
активов, под которыми понимается все, что не относится к балансовой
стоимости предприятия. Часто под «нематериальными
активами» подразумевают то, чем мы не управляем. Изрядная
доля этой нематериальной составляющей рыночной стоимости обусловлена
качеством управления. Финансовые результаты объективно не отражают
достигнутого уровня развития, то есть то, что есть, и то, что будет.
Поэтому инвесторы ищут индикаторы, которые позволили бы прогнозировать
успех в будущем. Таким индикатором может служить уровень безопасности
организации, то есть состояние организации, при котором обеспечивается
защищенность интересов инвестора и производителя, производителя и
покупателя.
Поскольку корни безопасности заложены в
интеллектуальных возможностях человека, в его социальном контексте,
успешное влияние на них возможно только при внимательном отношении к
человеку, к культуре и образованию, к организационной структуре, к
учету интересов участников общественных отношений. Очевидно, что
эффективное управление организацией требует гибкого и целостного
подхода, фундаментальных изменений как во внутренней деятельности,
поведении, построении организации, так и в работе с персоналом и
партнерами. Эти изменения, фокусируя всю сложность процесса управления,
становятся как целью, так и условиями ее достижения.
Условием потому, что управление организацией
требует сосредоточения всех ее ресурсов на решении созидательных задач
развития. Их отвлечение на нейтрализацию или парирование угроз
безопасности существенно затрудняет, а то и делает невозможным успешное
продвижение по избранному пути. Целью потому, что все содержание
управления должно быть подчинено сохранению целостности
социально-экономической системы, созданию внутренних и внешних условий,
гарантирующих стабильность и безопасность, устойчивое поступательное
развитие организации.
Управление развитием социальной системы и
обеспечение ее безопасности — это не два, традиционно
понимаемых в менеджменте, параллельных, нигде не пересекающихся вида
человеческой деятельности, а единый процесс, характеризующийся
суперпозицией (наложением) функций безопасности и развития, поскольку
между безопасностью и развитием как функциями жизнедеятельности
существует естественная связь. Обе разрозненные человеком функции, а
затем и области знаний, связаны с прогнозированием и улучшением
характеристик (показателей) социально-экономических систем, но
действуют они в исходной своей нерасчлененности разными способами и
средствами.
Функция развития — это конкретные
действия, направленные на закономерное изменение конкретных
материальных объектов, ведущие к возникновению их качественно новых
состояний или принципиально новых объектов как целостных своеобразных
систем. Эти конкретные действия бессмысленны без совершения в реальном
режиме времени других действий, направленных на защиту функции развития
социально-экономической системы от угроз, как потенциальных, так и
реальных.
Неразрывность отношений функций развития и
безопасности объясняется, прежде всего, принципиальным единством всех
процессов человеческой деятельности, деление которых на отдельные
сферы, отрасли, направления носит чисто условный характер, облегчающий
познание реальности, но не имеющий к ней отношения.
Вместе с тем в теории и практике управления
проблемы развития социально-экономических систем рассматриваются в
отрыве от проблем безопасности, они разрешаются в виде как бы
независимых, параллельных, непересекающихся направлений человеческой
деятельности. Такой подход прямо вытекает из господствующей в
управлении теории менеджмента, рассматривающей безопасность как одно из
направлений деятельности предприятия, которым надо управлять.
Но ведь безопасность и подразумеваемые под этим понятием
охранно-защитные функции предприятия — это далеко не одно и
то же. Связывать в том или ином виде безопасность и охрану означает
принижать роль категории безопасности в жизни человека и общества,
лишний раз свидетельствуя о крайне низком уровне развития общественной
мысли.
Безопасность — это мера состояния. Уже из этого определения
следует, что безопасность — это не объект, безопасность не
имеет результатов функционирования и, следовательно, управлять
безопасностью невозможно.
Развитие современных компаний связано не только с необходимостью
преодоления тейлоризма как бизнес-философии, но и с отходом от
менеджмента к более широкому социально-экономическому учению
— безопасность-менеджменту.
Будущее принадлежит безопасность-менеджменту как более широкой
философии управления, чем менеджмент. Не самоцельная реорганизация, не
коммерциализация каждой операции, не ранжирование компаний по
балансовой стоимости активов, наконец, не оценка эффективности
управления компанией с позиций текущей прибыли, а преимущество,
заложенное в стабильности и безопасности, становится основным
конкурентным преимуществом для организации. Безопасность, по
определению, должна лежать в основе ранжирования предприятий по
эффективности управления своими ресурсами.
Безопасность социально-экономической системы — это
свидетельство устойчивости развития системы и эффективности методов
управления, и наоборот, устойчивость развития системы, достижение ею
своих целей и интересов — это следствие и свидетельство
проявления защитных функций категории безопасности.
Как вид управленческой деятельности и специальная функция управления
функцией безопасности имеет ряд особенностей.
Во-первых, безопасность является и ресурсом, и объектом управления
практически во всех подразделениях и в рамках всех функций, поскольку
не существует ни одного вида деятельности в организациях, для которых
безопасность не влияла бы на уровень развития и совершенствования.
Во-вторых, функция управления безопасностью несет в себе источник
познания объекта как цельного организма.
В-третьих, функция управления безопасностью имеет своим объектом
интересы человека и организаций. Именно интересы, связывающие в единое
целое все элементы общественного организма, все сферы деятельности,
выступают важнейшими факторами любых преобразований в организации.
Интересы в управлении, их реализация и защита приобретают характер
глубокой необходимости в качестве важнейшего способа объединения
различных действий людей в упорядоченную систему.
В-четвертых, функция управления безопасностью выполняет интеграционную
и координационную роль в процессе организационного управления. Это
означает возможность каждого работника участвовать в обеспечении
безопасности и осуществлении задач организации. Все члены организации
должны сознавать, что, обеспечивая безопасность, они способствуют
регулированию деятельности организации, выполнению ее целей и задач.
В-пятых, экономическая ценность безопасности, которая достигается
людьми, далеко превосходит все финансовые активы, капиталовложения и
другие ресурсы большинства организаций. Задача исключительной важности
— научиться управлять организацией через призму безопасности,
измерения достигнутого уровня реализации совокупности интересов.
Безопасность-менеджмент, как более широкая философия управления, чем
менеджмент, прямо связана с процессами формирования, реализации и
защиты интересов и использованием управления для развития интересов
человека. И здесь важно иметь волю отказаться от опоры в управлении на
принципы и законы исторического материализма, не имеющего отношения к
человеку и его безопасности. Осознание этого и опора на законы развития
и безопасности социальных систем позволят сформировать объективную
основу для подлинно научных подходов к управлению социальными
организациями.
Учитывая, что исследования по проблемам безопасность-менеджмента еще
недостаточно развиты, а практический опыт только накапливается, здесь
рассмотрены не все аспекты данной проблематики. Некоторые лишь названы
и намечены. Формирование достаточно полной и взаимоувязанной концепции
безопасность-менеджмента требует времени и коллективных усилий.