На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
На страницы учебного центра
Организационно-правовые вопросы
Экономическая безопасность
Безопасность КИС
Защита речевой информации
Техническая защита объектов
Сертификация и лицензирование
Кадровая безопасность
Преступления в сфере высоких технологий
Нормативные документы
Полезные ресурсы

Как модернизировать СВК

 

Журнал "Финансовый директор"
N 7 (июль ) 2008
www.fd.ru

http://www.fd.ru/reader.htm?id=32751

 

Борис Меламед,
заместитель генерального директора,

директор департамента внутреннего контроля ОАО «Группа компаний «Евросервис»


Система внутреннего контроля, как бы хороша она ни была, нуждается в периодической «настройке» под изменчивые условия бизнеса. Это особенно важно для предприятий со сложной организационной структурой и амбициозными планами развития. Своевременная модернизация СВК позволит компаниям минимизировать потенциальные риски.

Компания «переросла» СВК

В группе компаний «Евросервис» система внутреннего контроля в том или ином виде формировалась с конца 90-х годов. В то время на предприятии стали выделяться самостоятельные направления деятельности – сахарное, мясное, позже аграрнозерновое; приобретаться в собственность сахарные заводы, мясоперерабатывающие комплексы, агрофирмы и зерноперерабатывающие комбинаты. В середине 2004 года СВК фактически сложилась. Успешно функционировали контрольно-аналитическое управление (административный контроль), контрольно-ревизионное управление (сохранность ТМЦ, проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности), департамент экономики и финансов (управленческий учет, план-факт анализ), служба безопасности. Их деятельность позволяла решать стоящие на тот момент задачи. Однако СВК никоим образом не была статична, по мере роста компании и расширения сферы деятельности она постоянно совершенствовалась.

Учитывая среднесрочную стратегию, планы по повышению прозрачности и выходу в обозримом будущем на международный рынок публичных заимствований, руководство компании в 2006 году поставило задачу модернизации СВК. Предполагалось, что система должна охватывать все сферы деятельности предприятия.

Практическая реализация

К проекту по совершенствованию СВК приступили тогда же, в начале 2006 года. Возглавил работу заместитель генерального директора сахарного субхолдинга, впоследствии назначенный руководителем созданного департамента внутреннего контроля. В проекте принимали участие руководители головной и всех дочерних компаний. Участники рабочей группы приняли решение действовать без привлечения консультантов. Прежде чем приступить к анализу текущего состояния СВК в компании и формированию плана улучшений, они изучили опыт аналогичных компаний отрасли, посетили ряд практических семинаров и тренингов, посвященных вопросам внутреннего контроля и аудита.

Справка о компании

ОАО «Группа компаний «Евросервис» основана в 1991 году. Специализируется на производстве и переработке продукции растениеводства и животноводства, в ее состав входят зерновой, сахарный и мясной субхолдинги. Активы расположены в Северо-Западном, Центральном, Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. По итогам 2007 года общая выручка агропромышленной группы составила более $1300 млн, количество сотрудников – около 13 500 человек.

Исходя из своего опыта, автор рекомендует внедрять СВК в компании силами собственных специалистов, обладающих соответствующими знаниями и сплоченными в одну команду. Никто не знает бизнеса компании лучше и детальнее, чем ее менеджмент. Консультантов же, если позволяет бюджет, целесообразно привлекать для промежуточной оценки достигнутых результатов.

Работа по совершенствованию системы внутреннего контроля велась в двух направлениях: организационные преобразования и регламентация деятельности. Кроме того, значительное внимание было уделено модернизации автоматизированной системы управления.

Организационные преобразования

Компаниям с разветвленной сетью филиалов и дочек, множеством подразделений свойственны одни и те же «болезни». Организационные структуры предприятий различаются, поскольку сформированы до образования холдинга либо позже, но без участия управляющей компании. Функции органов управления документально не прописаны, что нередко становится причиной прямого управления бизнес-процессами со стороны руководителей функциональных служб. Правлением УК «Евросервис» были определены основные принципы организационных преобразований:
– оргструктура должна стать прозрачной и понятной;
– обязательно наличие совета директоров (СД), комитетов в составе СД, подразделений внутреннего контроля и службы внутреннего аудита (таблица);
– ключевые контрольные функции распределяются между центрами контроля.

Следуя заданной цели, в компании были сформированы новые подразделения: служба внутреннего аудита при совете директоров, департаменты стратегии и внутреннего контроля (ДВК) – в управляющей компании (рисунок).

В состав ДВК вошли отделы контроля и оценки исполнения, стандартизации и оценки качества бизнес-процессов, оценки рисков. Основные функции департамента лежат в области внутреннего контроля (в том числе исполнение организационно-распорядительных документов, оценка эффективности персонала, управление рисками) и организационного развития (управление бизнес-процессами, оценка их эффективности; разработка KPI; контроль над регламентирующей документацией).

В связи с тем, что бизнес-объекты холдинга сосредоточены в различных регионах, целесообразно управлять ими и контролировать их деятельность по географическому признаку, то есть через региональные филиалы (представительства) компании. При этом для оптимизации затрат на содержание бизнес-объектов филиалу передается целый ряд функций. Среди них обслуживающие: юридическая поддержка, подготовка документов для получения кредитов, общая координация деятельности бизнес-объектов в регионе, а также контрольные: проверка целевого использования денежных средств, сохранности активов, методологии учета. Головная компания осуществляет дополнительный контроль в соответствии с разработанными регламентами, включая выборочные выездные проверки на местах (сохранность ТМЦ, процедуры бухгалтерского учета, соблюдение регламентов).

Рисунок Распределение контрольных функций в УК «Евросервис»

Вопросы регламентации

В «Евросервисе» требовалось разработать и внедрить единые регламенты для всех основных и вспомогательных бизнес-процессов. Эту трудоемкую задачу решили реализовывать в несколько этапов.

СВК должна развиваться вместе с бизнесом и совершенствоваться, чтобы соответствовать новым требованиям

Сначала проанализировали текущее состояние системы внутреннего контроля управляющей компании, «дочек» и бизнесобъектов, выявляя, насколько их функции соответствуют утвержденным стратегическим ориентирам. Например, оценивали, в состоянии ли дочерние компании при существующих оргструктуре и кадровых ресурсах достичь запланированных показателей. Итогом этапа стали аналитические отчеты в разрезе каждого из бизнес-направлений.

Затем оценили уровень формализации бизнес-процессов и фактическое состояние внутренней документации в бизнес-направлениях: какие регламенты имеются, когда они утверждены, степень их актуальности, наличие контрольных процедур. Результаты обобщили, подготовив аналитический отчет, и построили функциональные модели «как есть» и «как будет» для каждого из направлений.

Следующим шагом стали разработка и утверждение поэтапного плана регламентации деятельности УК и «дочек» по единому стандарту. Он включал перечень документов, которые следует разработать, сроки их создания, последовательность внедрения. При этом приоритетной стала разработка и внедрение наиболее значимых документов (положение о разграничении полномочий, о внутреннем контроле, по управлению рисками).

Далее приступили к исполнению плана, параллельно разрабатывая перечень контрольных процедур для основных бизнеспроцессов. Таким образом удалось кардинально обновить существующую систему контроля и создать полноценную базу регламентов. После этого в ходе работы по оценке эффективности бизнес-процессов и действенности регламентов в ранее разработанные документы при необходимости вносились изменения. Нужно отметить, что такая работа ведется постоянно, а на выходе компания получает рекомендации по улучшению СВК.

Проект по формализации и внедрению регламентов может занять в общей сложности до двух лет – все зависит от размера компании и уровня квалификации команды проекта. Оценивать же эффективность результатов внедрения можно поэтапно, по отдельным процессам и в разрезе бизнеснаправлений.

Таблица Распределение контрольных функций

Основные задачи Регламенты Ответственные
Финансовый контроль
План-факт анализ основных показателей; проверка достоверности отчетности «дочек»; контроль целевого использования денежных средств Положения о финансовой структуре; по годовому бизнес-планированию; по планированию и исполнению БДДС; по налоговому планированию; по учетной политике Департамент экономики и финансов (ДЭФ)
Административный контроль
Контроль исполнения приказов и поручений; решений совета директоров; планов работ Положения по управлению распорядительной документацией; по контролю исполнения документов Департамент внутреннего контроля (ДВК)
Контроль в наиболее приоритетных направлениях Регламент работы бюджетного комитета; регламент работы комитета по управлению рисками Положения о комитете по кадрам и вознаграждениям; о финансово-бюджетной комиссии Комитеты в составе УК (по закупкам; бюджетный; финансово-бухгалтерский)
Контроль бизнес-процессов и процедур
Диагностика процессов, приведение их к единому для группы стандарту, разработка регламентов, контроль их соблюдения; подготовка заключений по результатам выборочных проверок и отчетов для руководства Положения о разделении полномочий; по управлению организационной структурой и штатным расписанием; по управлению регламентирующей документацией Отдел стандартизации и оценки качества бизнес-процессов
Оценка рисков
Формирование перечня рисков, их ранжирование, разработка механизмов управления и предотвращения; подготовка ежеквартальной отчетности о ходе работ по минимизации рисков Положение по управлению рисками Регламент работы комитета по управлению рисками ДВК (координатор); ДЭФ; правовой департамент; департамент стратегии.
Контроль экономической безопасности и сохранности активов
Контроль целевого использования денежных средств, проверка контрагентов, система согласования заявок на оплату Положение по планированию и исполнению БДДС Инструкция о порядке предоставления/лишения доступа к системе «Терминал» ДЭФ
Контроль бизнес-объектов (в первую очередь сохранности ТМЦ и прочих активов дочерних компаний) Не раскрывается Департамент экономической безопасности (ДЭБ) и службы безопасности дочерних компаний
Обеспечение сохранности активов, контроль достоверности отчетности «дочек», независимые проверки их хозяйственной деятельности Положение о порядке проведения контрольно-ревизионных проверок
Инструкция о порядке проведения инвентаризации
Контрольно-ревизионное управление ДЭБ
Контроль реализации стратегии
Контроль исполнения стратегических планов, созданных для каждой из «дочек»; информирование руководства компании Положение по стратегическому планированию
Регламент работы комитета по стратегическому планированию и инвестициям
Департамент стратегии
Внутренний аудит
Проверка эффективности внутреннего контроля и бизнес-процессов на соответствие требованиям корпоративного управления; тематические проверки по заданию совета директоров Положение о комитете по аудиту
Положение о службе внутреннего аудита
Служба внутреннего аудита

IT в системе контроля

Для принятия своевременных управленческих решений высшему руководству компании необходимы достоверные (подтвержденные) данные в различных аналитических разрезах в зависимости от области принятия решения. И здесь важнейшую роль играет информационная система компании. Она позволяет не только экономить время высшего руководства и сотрудников на сбор информации, но и оптимизировать используемые ресурсы, точнее оценивать оперативную обстановку, финансовое состояние любого бизнес-объекта компании и быстрее устранять возникающие проблемы. Словом, IT-система действительно становится неотделимой частью системы контроля сохранности активов и целевого расходования денежных средств.

В «Евросервисе» реализованы или находятся в стадии внедрения несколько значимых IT-проектов.

Внедрена и функционирует система электронного документооборота DIRECTUM. Она дает возможность контролировать процессы согласования и исполнения организационно-распорядительных документов. В ней же сформирована единая база регламентирующих документов, при этом обеспечен раздельный доступ к информационным материалам.

Полным ходом идет построение единой автоматизированной системы управленческого учета. Для этого, в частности, в УК устанавливается система компании IFS Applications на базе Oracle, оснащенная широким набором аналитических инструментов в области экономики и финансов. В подразделениях, бизнес-объектах компании в завершающую стадию вошла автоматизация бухгалтерского и управленческого учета на базе продуктов «1С» версии 8.0. Все названные программные продукты в ближайшее время будут интегрированы в единую IT-систему.

Проект по совершенствованию СВК в «Евросервисе» продлился около двух лет. Такой немалый срок объясняется масштабом преобразований и сложностью организационной структуры группы компаний. В итоге СВК стала соответствовать современным требованиям бизнеса.


 
 

| Начало | Новости | О проекте | О ЦПР | Правовая информация | Сотрудничество | Наши партнеры | Координаты |

Copyright © 2004-2016 ЧОУ ДПО «ЦПР». Все права защищены
info@cprspb.ru