Системы комплексной безопасности интеллектуального здания и некоторые проблемы их применения
С.М. Вишняков,
председатель подкомитета ТК 234
Госстандарта России
Системы комплексной безопасности (СКБ), если их понимать как совокупность всех технических средств защиты и охраны, функциональных и интегрированных, автономных и централизованных систем, обеспечивающих безопасность и защиту объекта по установленным для него показателям и уровням защищенности, нашли в разных вариантах исполнения широкое применение на рынке обеспечения безопасности объектов.
Развитие систем шло от простого к сложному. В значительной степени был использован многолетний отечественный опыт разработки, производства и внедрения средств и систем охранной, охранно-пожарной и пожарной сигнализации, систем противопожарной защиты и автоматического пожаротушения, а также опыт применения в 70–80-х годах прошлого века первых систем контроля доступа и систем видеонаблюдения.
Уже более 40 лет ведущее место в этих вопросах занимают такие организации, как НИЦ «Охрана» ГУВО МВД России и ФГУП СНПО «Элерон» Минатома России, а также ВНИИПО МЧС России, уже отметившее свое 65-летие.
Внедрение систем комплексной безопасности, как и понятия «интеллектуального здания», в последние годы произошло достаточно быстро и уверенно. Предпосылки для этого были созданы наличием молодых квалифицированных кадров, возможностями приобретения и использования новейшей элементной базы и передовых технологий, изучения и внедрения опыта ведущих компаний стран Европы, Азии и США в вопросах строительства интеллектуальных зданий и обеспечения их безопасности.
Признанию интеллектуального здания способствовали активные действия на российском рынке таких компаний, как Andover Controls, Honeywell, Siemens Building Technologies Ltd, целого ряда отечественных компаний, Минстроя России.
В настоящее время это элитные коттеджи и многоэтажные жилые дома, общественные и административные здания и комплексы зданий, сооружений высокого уровня значимости с территорией, на которой они находятся (далее – объекты ИЗ, здания). И если вопросы обеспечения их безопасности в достаточной мере решаются современными техническими средствами, то создание систем управления всеми инженерными системами, системами жизнеобеспечения и безопасности объекта ИЗ требуют определенного стратегического подхода.
Он должен быть направлен на выполнение ряда условий, среди которых можно отметить необходимость соответствия требований к инженерным системам, системам жизнеобеспечения и безопасности:
- функциональному назначению объекта ИЗ и экономической обоснованности принимаемых технических решений;
- прогнозируемым несанкционированным действиям, внешним и внутренним угрозам функционирования объекта ИЗ;
- уровню надежности применяемых технических средств и систем требованиям обеспечения функционирования систем жизнеобеспечения и безопасности объекта ИЗ.
Конференции, выставки, симпозиумы, прошедшие в 2002–2003 годах, показали возможности рынка интеллектуального здания, пути реализации приведенных требований и определили основные направления создания в нем автоматизированных систем управления инженерными системами, системами жизнеобеспечения и безопасности.
Только в ноябре 2003 года в Москве прошли два значительных события. Это состоявшаяся 20–21 ноября научно-практическая конференция «Современные системы и средства комплексной безопасности и противопожарной защиты объектов строительства» и 2-я международная выставка интегрированных систем управления «Hi-Tech House 2002 – Интеллектуальное Здание-Дом», проходившая 26–29 ноября.
Именно они в достаточной мере показали, что представленные на них ведущие компании и организации готовы и могут решать любые технические вопросы по созданию систем управления зданием. Они могут быть внедрены как на базе систем комплексной безопасности, так и путем создания специальных автоматизированных или частично автоматических комплексов управления системами освещения, вентиляции, отопления, кондиционирования и другими, необходимыми для поддержания требуемых условий, в том числе безопасности, на объектах ИЗ любого назначения.
Группы систем комплексной безопасности в составе АСУ объекта ИЗ
По результатам анализа представленных технических решений и материалов можно выделить некоторые направления и группы систем управления интеллектуальным зданием и, соответственно, место, занимаемое среди них СКБ.
Первая группа. Системы управления объектом ИЗ и системы комплексной безопасности самостоятельные. Последние включают автоматизированные системы охраны (АСО) и противопожарной защиты (АСПЗ), а при необходимости системы или устройства специального назначения (например, металлообнаружители).
АСО и АСПЗ могут быть представлены в виде автоматизированной системы безопасности (АСБ). Охрана обеспечивается сотрудниками с поста или пункта охраны.
При их организации должны решаться не только организационные вопросы, но и вопросы размещения, а также меры защиты от возможных нападений.
Контроль состояния и управления определенными инженерными системами и системами жизнеобеспечения осуществляется с диспетчерского пункта управления (ДПУ) зданием.
Под АСО понимается система, состоящая из операторов и интегрированной по одному из уровней системы охраны (ИСО). Уровни могут базироваться на частичном или полном применении систем тревожной, охранной или охранно-пожарной сигнализации, контроля и управления доступом и охранных телевизионных.
Под АСПЗ понимается система, состоящая из операторов и интегрированной по одному из уровней противопожарной защиты (ИС ПЗ). Уровни могут базироваться на частичном или полном применении систем пожарной сигнализации, оповещения, автоматического пожаротушения, устройств контроля доступа, дымоудаления и других, необходимых для обеспечения безопасности людей при пожаре.
Как в АСО, так и в АСПЗ их составные части, выполняющие отдельные функции, могут быть представлены как комплексы в отличие от самостоятельно существующих систем.
Под автоматизированной системой безопасности ( АСБ ) можно понимать систему, состоящую из операторов и интегрированной по одному из уровней системы безопасности. Уровни могут базироваться на частичном или полном применении АСО, АСПЗ и/или систем защиты информации.
Операторами на постах или в пунктах охраны являются работники служб охраны или безопасности.
В данном пояснении и далее представляются системы, обеспечивающие сигнализацию о несанкционированном, криминальном проникновении и пожаре, а также непосредственно защиту от возможных подобных событий.
Вопросы информационной безопасности, защиты от несанкционированного доступа к информации должны решаться согласно специальным требованиям применительно к конкретным объектам. Главной целью системы информационной безопасности, по мнению специалистов компании «Конфидент», является обеспечение устойчивого функционирования объекта, предотвращение угроз его безопасности, защита законных интересов заказчика от противоправных посягательств, недопущение хищения финансовых средств, разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения служебной информации, обеспечение нормальной производственной деятельности всех подразделений объекта.
Вторая группа. Системы комплексной безопасности первой группы с введением в них функций контроля состояния отдельных инженерных систем или систем жизнеобеспечения. К ним можно отнести контроль утечки газа, воды, состояния энергообеспечения, некоторые возможности автоматизированного или автоматического управления кондиционированием, освещением.
Введение дополнительных контрольных функций и функций управления в какой-то мере решает вопросы для интеллектуальных зданий незначительных объемов, например коттеджей, не только без создания ДПУ зданием, но и поста или пункта охраны. Их функцию может выполнять непосредственно владелец данного здания или отдельного помещения.
Третья группа. Автоматизированные системы управления (АСУ) зданием, объектом ИЗ. В их состав входят отдельные или интегрированные комплексы контроля и управления инженерными системами и системами жизнеобеспечения, связи и телекоммуникации и возможные другие системы. Системы безопасности входят в АСУ здания, объекта ИЗ как отдельные функциональные или интегрированные комплексы. Соответственно, службы охраны и безопасности могут быть представлены или пунктом охраны, или определенной частью в составе диспетчерской службы управления зданием.
Особенности функционирования группы систем комплексной безопасности
Существование подобных групп обусловлено их местом в составе АСУ зданием, объекта ИЗ и условиями формирования систем безопасности. Системы в большинстве не обеспечивают полную защиту от террористических актов, но являются необходимыми при организации противостояния им.
Для однозначного представления целесообразно конкретизировать минимально необходимый и возможный состав системы жизнеобеспечения в дополнение к существующему понятию системы инженерного обеспечения.
Следует обратить внимание на необходимость для нормального функционирования СКБ систем связи, телекоммуникации и информационного обеспечения, системы оповещения и, конечно, системы энергообеспечения. Неотъемлемой частью «интеллектуального здания» должна быть структурированная кабельная сеть (СКС).
Реализация технических решений в автоматизированных системах представленных групп во многом зависит от организации работы служб охраны или безопасности, диспетчерских служб и, что особенно важно, от их действий при возникновении и ликвидации возможных преступлений или чрезвычайных ситуаций.
Необходимость поста или пункта охраны можно рассматривать для первой и второй приведенных групп систем безопасности. В свою очередь, выбор поста или пункта будет определяться количеством и значимостью зон охраны, точек доступа, предусматриваемым составом внешних или внутренних угроз, материальной ответственностью служб за возможный причиненный ущерб.
При формировании системы безопасности по третьей группе необходимо создание диспетчерского пункта управления.
В одном из проспектов ЗАО «Алас» достаточно четко представлены возможности оперативной диспетчерской системы:
- интеграция в единую систему всех подсистем здания (инженерных подсистем, системы безопасности, системы учета ресурсов и бухгалтерского учета);
- централизованный контроль, отображение и управление с одного АРМа;
- учет энергоресурсов;
- снижение затрат на эксплуатацию оборудования;
- единая база данных по всему оборудованию;
- архивирование всех системных событий в едином журнале оператора;
- защита от ошибочных действий персонала;
- контроль аварийных ситуаций и своевременное оповещение технического персонала;
- гибкое и поэтапное наращивание системы в дальнейшем.
Вместе с тем, следует помнить о существенных различиях по реагированию диспетчерской службы на возможные изменения, даже недопустимые, в системах жизнеобеспечения и чрезвычайных ситуациях (пожар или преступное проникновение). Различие заключается в необходимости приоритета поступления информации о чрезвычайной ситуации, скорости реагирования диспетчера на сообщение и, что самое важное, по скорости принятия мер по привлечению соответствующих подразделений МВД или МЧС России и, следовательно, к ликвидации последствий.
При формировании СКБ по первой или второй группе эти проблемы являются единственными для поста или пункта охраны, что снижает вероятность неадекватных действий и появления ошибок при реагировании на сообщение.
В третьей группе эти вопросы должны решаться организационно с созданием отдельного АРМа или ответственного за устранение подобных чрезвычайных ситуаций.
Необходимость систем комплексной безопасности
Особое значение приобретает правильное представление о возможных и недопустимых угрозах и требуемых для этого уровней защищенности объекта ИЗ.
Организация защиты должна предусматривать виды возможных несанкционированных действий со стороны внешних и внутренних нарушителей. Они достаточно подробно рассматривались на страницах настоящего журнала, да и других журналов, однако до сих пор отсутствуют их регламентированные показатели.
Следует напомнить об ответственности службы безопасности объекта ИЗ за установление возможных видов угроз, а также о том, что приборы и устройства контроля и управления инженерными сооружениями и другими системами жизнеобеспечения здания должны обладать определенной защитой.
В соответствии с предполагаемыми видами возможных нападений организация защиты должна обеспечивать:
- защиту от пожара и несанкционированного проникновения нарушителя на объект ИЗ или его отдельные зоны, помещения;
- защиту имущества и работников служб безопасности, охраны, диспетчеров пункта управления, других служащих и граждан, находящихся на объекте ИЗ при пожаре и возможных чрезвычайных ситуациях;
- защиту инженерных оборудования и коммуникаций, приборов, устройств, линий связи и телекоммуникаций систем жизнеобеспечения и комплексной безопасности от пожара и попыток несанкционированных, преступных действий как внешнего, так и внутреннего нарушителя;
- применение необходимых и возможных мер по защите от несанкционированного доступа к информации.
При организации защиты объекта ИЗ должны учитываться:
- значимость объекта ИЗ и степень тяжести возможного ущерба при чрезвычайных ситуациях;
- структура и определенные характеристики объекта ИЗ;
- характеристики по взрывопожарной и пожарной опасности объекта ИЗ;
- местонахождение объекта ИЗ (сложность криминальной обстановки, населенность района, удаленность от служб, ответственных за устранение последствий несанкционированных действий и/или чрезвычайных ситуаций);
- режим работы объекта ИЗ (дневное время, круглосуточная работа);
- обеспечение доступа на объект ИЗ (ограниченный или свободный доступ);
- материальные и технические возможности по организации СКБ в соответствии с предполагаемыми угрозами;
- условия связи со службами МВД и МЧС;
- возможности служб безопасности и охраны объекта ИЗ.
Именно эти факторы являются наиболее важными и определяющими при организации системы комплексной безопасности интеллектуального здания, и их использование могло бы служить основанием для введения категорий объектов ИЗ.
В качестве методического пособия по этим вопросам частично может служить принятый в 1997 году ГУВО МВД России «Порядок обследования объектов, принимаемых под охрану».
Категории объектов ИЗ и системы комплексной безопасности
Введение категорий должно не только дифференцировать подходы к обоснованию и выбору средств СКБ, но и способствовать организации служб охраны и безопасности объекта ИЗ и установлению необходимых взаимоотношений с органами и подразделениями МВД и МЧС.
Можно напомнить, что определение «категория и защищенность охраняемого объекта» установлены ГОСТ Р 50776-95 «Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию».
Категория охраняемого объекта – комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его экономическую или иную (например, культурную) значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой надежности охраны.
Защищенность объекта – совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение охраны объекта (зоны объекта).
В разрешении вопроса по установлению категорий объектов ИЗ помогают, но не дают полного ответа действующие нормативные документы вневедомственной охраны МВД России, нормы пожарной безопасности МЧС России и строительные нормы и правила Минстроя России. Они представляют по отдельно действующим нормативным документам необходимые понятия и категории (классы) объектов для принятия мер по охране имущества и противопожарной защите.
Так, руководящий документ РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» (ГУВО МВД России) устанавливает классификацию объектов, их помещений и территорий в зависимости от значимости и концентрации материальных, художественных, исторических, культурных и культовых ценностей, размещенных на объекте, последствий от возможных преступных посягательств на них на две группы (категории): А и Б.
Ввиду большого разнообразия разнородных объектов в каждой группе они дополнительно подразделяются на две подгруппы каждая: А1 и А11, Б1 и Б11.
Важно отметить, что данный руководящий документ распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые или подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел на территории Российской Федерации. Документ не распространяется на объекты федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих ведомственные или отраслевые нормы и требования по их защите, согласованные в установленном порядке с ГУВО МВД России, а также на объекты, оборудуемые в соответствии с приказами, нормами и требованиями МВД России.
Классификация или категорирование объектов по взрывопожарной и пожарной опасности предусмотрены в разных нормах (НПБ, СНиП) и осуществляются по оценке свойств, находящихся в них веществ и материалов.
Например, нормы НПБ 1052003 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (МЧС России) устанавливают методику определения категорий помещений и зданий (или частей зданий между противопожарными стенами – пожарных отсеков) производственного и складского назначения по взрывопожарной и пожарной опасности в зависимости от количества и пожаровзрывоопасных свойств, находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов с учетом особенностей технологических процессов размещенных в них производств, а также методику определения категорий наружных установок производственного и складского назначения по пожарной опасности.
Требования СНиП 21-07-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (Госстроя России) по обеспечению безопасности людей направлены на:
- своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей;
- спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара;
- защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.
Представленные положения приведенных нормативных документов показывают, что одни документы регламентируют категории по значимости и имущественной ценности, но без учета пожарной опасности здания, другие по пожарной опасности, но без учета значимости и имущественной ценности здания. Эти нормативные документы являются необходимыми, но недостаточными, особенно при решении рассматриваемых вопросов по объектам ИЗ.
Тем не менее проектировщикам систем комплексной безопасности на реальных объектах ИЗ приходится решать все подобные возникающие вопросы в значительной мере именно по этим действующим нормативным документам. Значительно сложнее заказчику, которому нет нужды знать подобные нормативные документы, но есть необходимость понимать, что предлагает ему проектировщик и за что он платит.
Вместе с тем, в рассматриваемой области наличествуют вопросы, в настоящее время никак не регламентированные нормативными документами, ответы на которые может ныне дать только имеющийся у конкретной организации опыт по формированию СКБ, служб охраны и безопасности, созданию автоматизированных систем управления интеллектуальным зданием. Именно этот опыт должен быть востребован для решения поставленных или обозначенных в настоящей статье вопросов.
«Защита информации. Конфидент», №1, 2004