Братья наши старшие, демократия и гражданские права…
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 2 Конституции Российской Федерации
Правительства всех стран стремятся осуществлять контроль за своими гражданами. Причем независимо от того, какие это страны и какие правительства, более или менее развитые, демократические и монархии. Этот постулат оспорить невозможно. Контроль дает ощущение власти и каждое правительство стремиться упрочить свои позиции.
Из советских времен нам известен и тотальный контроль и его последствия. Приход к власти Горбачева несколько изменил ситуацию.
Во времена объявленной перестройки ходил анекдот, что, мол лаять то разрешили, а миску дальше отодвинули. Да что (черт с ней) там с «миской» – «лаять»-то ведь разрешили. Народ даже как-то расслабился и в последнее «демократической» десятилетие публично заговорил о том то, о чем раньше боялся даже думать. Правда, понятие «нетелефонный разговор» так и осталось…
Немного странно, что СОРМ-1 (телефонная связь) внедряемый в 1994-1996 годах не вызвал особой волны возмущения. Может просто уже привыкли к тому, что письма читаются, а телефоны прослушиваются. Вот и восприняли как должное, не обращая внимания на частности. А вот, в частности, в данной системе, наши гражданские права и могут быть нарушены (и нарушаются).
Но если до недавнего времени под СОРМ подпадали только телефонные и факсимильные и почтовые переговоры, то развитие сети Internet и широкое распространение такой формы общения как электронная почта вызвало жажду поконтролировать и электронные сообщения (и не только сообщения, а весь трафик).
Правда, в отличие от просто общественности, сетевая восприняла СОРМ-2 (в сетях электросвязи) с неподдельным воодушевлением. ФСБ стала «героем дня» и множества публикаций. Жаль, что роль-то злодея, а не благородного «рыцаря», спасающего государство от организованной преступности.
В нормативных документах, выложенных на Либертариуме (www.libertarium.ru), а именно в технических требованиях можно узнать много интересного. Например, «СОРМ должна обеспечивать съем информации передаваемой или принимаемой конкретными пользователями данной сети независимо от предоставляемых услуг,способов защиты информации в СДЭС и дополнительных видов обслуживания». Особенно интересен момент о пункте управления (ПУ), который не только может управлять перекачкой информации, но и обрывать абонента.
Никто не спорит: государство должно иметь механизмы доступа к телефонным, факсовым, электронным и прочим сообщениям. Это необходимо для защиты государственных интересов, конституционного права, прав граждан.
Вопрос кто только кто и как будет контролировать перехват?
В Указ Президента Российской Федерации N 891 от 1 сентября 1995 года «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» указано, что « В целях обеспечения гарантий соблюдения конституционных прав и свобод граждан в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, усиления борьбы с преступностью и во исполнение Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" постановляю:
1. Установить, что контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возлагается на органы федеральной службы безопасности ».
И все. Ну разве «брат» «брату» не разрешит немножко послушать просто так. Ведь все же люди.
А как же обстоят дела за океаном? Например, в США, правительство которых при каждом удобном случае демонстрирует миру, что с демократическими ценностями и правами человека у них все в порядке.
На одной из конференций, на которой мне довелось присутствовать, выступал почетный гость - агент ФБР. Он рассказывал о поимке одного надоедливого хакера, который бедокурил в сетях и ломал сайты. Причем очень много времени агент уделил внимания рассказу о том, как они получали разрешение суда на перехват электронных сообщений хакера и отслеживание его перемещений по Сети. По его словам им пришлось очень долго и обстоятельно доказывать судье необходимость проведения таких мероприятий.
Что ж получается, в развитых странах функции контроля работают?! Работать то они работают, но не всегда.
Нет, конечно, может ФБР и не имеет доступа к информации, получаемой АНБ с системы ECHELON , но сама возможность несанкционированного доступа к электронным сообщениям у правительства Соединенных Штатов (через АНБ) все же имеется.
«Нетелефонный разговор», «не в письме», «только не мылом»… Сколько еще таких « не»? Даже на свежем воздухе нельзя поговорить спокойно: из-за кустов «торчат» направленные микрофоны.
Впрочем, это уже другая история…
"Защита информации. Конфидет", №1, 2000.