Защита авторских прав и цифровые «водяные знаки»
Олеся Мотуз
Система авторского права складывалась и развивалась на протяжении трех последних столетий. За столь продолжительный срок были выверены ее основные положения, определены отношения между авторами и обществом, меры по защите прав авторов. Однако в наш информационный век, в связи с появлением новых направлений творческой деятельности, например таких, как создание компьютерных программ, система авторского права не может не претерпеть некоторых изменений. Кроме того, возникает проблема защиты авторских прав на произведения, существующие исключительно в электронном виде, поскольку они обладают некоторыми особенностями, делающими их особенно уязвимыми для несанкционированного использования:
компьютерная информация легко копируется (конечно, можно переписать рукопись или написать копию картины, но это потребует много времени и усилий, файл же копируется за несколько секунд);
каждая копия идентична оригиналу (при копировании, например, картины требуется точно воспроизвести особенности творческой манеры художника, а ее копия в электронной форме соответствует оригиналу с точностью до бита);
электронные копии распространяются легко и быстро (в эпоху стремительного разрастания Internet это становится особенно очевидным - все больше и больше людей что-то ищет во Всемирной паутине, а найденное, как правило, уносит с собой).
И если некто обнаружит любимую картинку с собственного сайта совсем не там, где ей надлежит быть, доказать, что эта иллюстрация была оттуда похищена, равно как и собственное правовладение на нее, ему будет весьма сложно.
В Российской Федерации рассматриваемые вопросы регулируются законом «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 9.07.93. Согласно статье 7 данного закона объектами авторского права являются произведения науки, искусства, литературы, и, в том числе, все виды программ, а статья 6 распространяет эти права и на произведения, существующие в цифровой (или электронной) форме. Следовательно, можно хранить рукопись своего еще не опубликованного бестселлера, картины или музыкального суперхита в виде компьютерного файла и даже выложить его на Web -страницу. Правда, если вы - Web -дизайнер, предъявление авторских прав на ваше произведение будет несколько более сложным, так как в упомянутом законе Web -сайт не определен как объект авторского права. В этом случае придется заявлять свои права на его отдельные компоненты, такие как общий дизайн сайта, а также созданные самим дизайнером и размещенные затем на сайте рисунки, оцифрованные оригинальные фотографии.
Законом «Об авторском праве и смежных правах» установлено, что за нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. Автор может потребовать признания прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков, включая упущенную выгоду, взыскание дохода, полученного нарушителем, выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда. Уголовная ответственность за подобное правонарушение предусматривает максимальный срок лишения свободы до пяти лет. Трепещи, нарушитель! Однако...
Доказать авторство не всегда просто и легко. Особенно, если произведение - файл.
Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Автор или другой обладатель авторских прав оповещает о них, используя знак охраны авторских прав, имя правообладателя и год первого опубликования. В случае представления произведения в виде компьютерной информации (в электронной форме) такое обозначение авторских прав удаляется без видимых следов нажатием нескольких клавиш. Но автор для закрепления своих прав может, кроме видимого знака, использовать цифровые «водяные знаки» или невидимую метку (далее в тексте используется термин «метка»).
Свойства меток
Нанесение метки преследует следующие цели: она должна четко определять держателя авторских или имущественных прав и позволять отслеживать распространение маркированных мультимедийных данных (далее будет говориться только об изображениях, так как нет принципиальных различий при маркировании текста, изображения, аудио или видео данных).
Для надежной защиты метка (и это должно учитываться в формирующих их программах) должна обладать следующими качествами:
невидимость.
Когда на изображение ставится видимый логотип держателя прав, он, как правило, располагается в таком месте, где не сможет быть помехой для зрительного восприятия иллюстрации. Следовательно, и его умышленное удаление не повлечет за собой особых нарушений ее структурной целостности. Исходя из сказанного, для предотвращения обнаружения и удаления метка должна быть невидима и хорошо скрываться данными исходного изображения, в то же время не допуская заметного искажения последнего. Конечно, требование к минимизации искажений предъявляется не только из-за возможного обнаружения метки, но и из чисто эстетических соображений - не имеет смысла маркировать картинку, если ее качество ухудшится настолько, что, она уже в принципе будет непохожа на оригинал.
помехоустойчивость (устойчивость к искажениям).
В процессе работы изображение может претерпевать различные трансформации : уменьшаться или увеличиваться, преобразовываться в другой формат и т.д. Кроме того оно может быть сжато, в том числе и с использованием алгоритмов сжатия с потерей данных. Неизменность метки в условиях подобных преобразований достижима только в случае, когда она помещается в обширных областях по всей площади изображения.
защищенность (стойкость к фальсификации).
Если метка должна быть устойчивой к различного вида помехам и трансформациям, следовательно, она должна быть устойчива к действиям, направленным на ее удаление.
Основы
Все современные способы цифрового маркирования используют методы компьютерной стеганографии, широкополосные сигналы и элементы теории шума.
Необходимо отметить, что не все существующие методы компьютерной стеганографии могут быть использованы для формирования меток. Некоторые из них, (например, метод, когда данные или метка скрываются в последних битах цифровой (электронной) информации) хотя и позволяют скрывать информацию, не отвечают требованиям к помехоустойчивости: при искажениях или сжатии маркируемого изображения (изображения-контейнера) по схемам с потерей данных скрытая информация (метка) теряется.
В более продвинутых современных стенографических системах используется принцип упрятывания метки, являющейся узкополосным сигналом, в широком диапазоне частот маркируемого изображения.
Указанный принцип реализуется при помощи двух различных алгоритмов и их возможных модификаций. В первом случае информация скрывается путем модуляции по фазе информационного сигнала (несущей) с псевдослучайной последовательностью чисел. Во втором - имеющийся диапазон частот делится на несколько каналов и передача производится между этими каналами.
Относительно исходного изображения метка является некоторым дополнительным шумом, но так как шум в сигнале присутствует всегда, его незначительное возрастание за счет внедрения метки не дает заметных на глаз искажений. Кроме того, метка рассеивается по всему исходному изображению, в результате чего становится более устойчивой к вырезанию.
Литература:
Закон РФ N 5351-1 от 9.07.93 г «Об авторском праве и смежных правах».
Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. - М.: Юристъ, 1997.
Д.А. Савельев, http://kodeks.karelia.ru/~dsavel/
Koch E., J. Zhao, Towards Robust and Hidden Image Copyroght Labeling, Proc. of 1995 IEEE Workshop on Nonlinear Signal and Image Processing (Neos Marmaras, Greece, June 20-22, 1995).
J. Zhao, Look, It's Not There, BYTE, January 1997.