О ситуации в мире в начале XXI века
Окончание XX века характеризовалось масштабной трансформацией жизненного уклада общества – процессы глобализации, колоссальные достижения в различных отраслях науки и техники привели к глубоким изменениям и в области межгосударственных отношений.
Наиболее общей чертой, отражающей своеобразие военно-политических процессов в современном мире, выступает их двойственный характер. С одной стороны, еще существует стремление использовать военное насилие в различных его формах как орудие политики тех или иных социальных сил, о чем наглядно свидетельствует агрессия против Ирака. С другой стороны, на рубеже веков наблюдается четкая тенденция к снижению эффективности применения военной силы как единственного средства достижения политических целей. Так, согласно исследованиям Стокгольмского научно-исследовательского института мира, число межгосударственных вооруженных конфликтов во всем мире медленно, но устойчиво снизилось с 36 конфликтов в 32 регионах планеты в 1989 году, до 25 конфликтов в 24 регионах в 1997 году и в настоящее время продолжает снижаться.
Вместе с тем, несмотря на окончание холодной войны, качественное улучшение отношений между Россией и Западом, обстановка в мире в целом характеризуется как нестабильная. На ее формирование существенное воздействие оказывает складывающаяся однополярная модель мироустройства: отчетливо прослеживается стремление США установить либо упрочить свое господство в ряде регионов, имеющих исключительную экономическую и военно-стратегическую ценность. Разрушение биполярной социалистическо-капиталистической модели, долгое время державшей мир в страхе войны, не остановило кровопролитие, потому что причины войн не были устранены. Это вызвало стремительный рост числа локальных вооруженных конфликтов, обострение социальных проблем в ряде стран мира, эскалацию терроризма, расползание оружия массового поражения. Результаты ряда исследований, проведенных Международным институтом стратегических исследований в Лондоне, научно-исследовательским институтом в Осло, а также в Лейденском университете в Нидерландах, подтверждают, что за последние годы резко возросло число внутригосударственных конфликтов малой интенсивности.
По мнению ряда ведущих российских и зарубежных специалистов, текущий этап развития человечества характеризуется быстрым формированием глобального всепланетарного общества на основе достижений информационной и телекоммуникационной революции. Растут масштабы кризиса духовной сферы жизнедеятельности человечества. Можно говорить, что в мире создано единое глобальное информационное пространство, в котором развернулось геостратегическое информационное противоборство между ведущими странами мира за достижение лидерства по важнейшим параметрам развития. Современный мир – это уже не только мир, в котором материальная база, недра, ресурсы являются объектами ожесточенного соперничества. В XXI веке ключ к успеху будет лежать в умелом управлении информационными возможностями и ресурсами – стратегическом планировании и управлении.
О новой геополитической стратегии США
Столь значительные, а главное стремительные изменения привели к тому, что желание удержать глобальное лидерство вынуждает сегодня руководство ряда развитых стран пересматривать роль и место своих государств в новом мире, изменять фундаментальные подходы к проведению внешней и внутренней политики.
В последние годы много говорится о «революции в военном деле», однако, по мнению американских специалистов, уже следует говорить и о «революции в дипломатии».
Изменение геополитической обстановки в мире, а также трансформация целей национальной стратегии США заставляет экспертов Пентагона активно разрабатывать новую геополитическую концепцию, призванную обозначить основные ориентиры США по переустройству мира в XXI веке.
Как полагают военные эксперты, основу новой геополитической концепции составит подход, согласно которому положение США как лидера нового миропорядка во многом будет зависеть от того, насколько успешно будут развиваться процессы глобализации в современном мире. Еще с момента окончания холодной войны администрация США находилась в постоянном поиске новой теории управления миром и необходимой для ее поддержки военной стратегии. Такой инструмент был найден в середине 90-х годов XX века. Им оказалась глобализация: только при условии распространения глобализации на всю планету лидирующее положение США может сохраниться.
По мнению экспертов Пентагона, та часть современного мира, которая восприняла модель глобализации, предложенную США, сегодня вполне может быть управляема невоенными средствами и, прежде всего, средствами информационного манипулирования. Та же часть населения планеты, которая не восприняла процессы глобализации, должна быть «колонизирована» с применением военной силы.
Ключевой парадигмой новой стратегии является тезис «разобщенность представляет опасность» . По мнению авторов концепции, режим Саддама Хусейна был опасно удален от глобализирующегося мира, от его правил поведения, его норм и связей, которые включают страны в единый, подконтрольный США механизм. Именно поэтому война с Ираком никак не связана с разоружением Ирака или продолжением объявленной США глобальной войны с террором. Эта война является, по их мнению, важным поворотным моментом, с которого Вашингтон начинает реализовывать свою новую стратегию доминирования в эпоху глобализации.
Многие отмечают, что насаждаемая и культивируемая США политика глобализации в последние годы привела к чрезвычайному расслоению общества: с одной стороны, в высшей степени глобализированные страны Западной Европы и Япония, а с другой – бедные государства Африки, Азии и Латинской Америки. Вместе с тем, по заявлениям экспертов Пентагона, будущее современного мира будет определяться именно теми регионами планеты, в которых глобализация уже стала неотъемлемой частью жизнедеятельности общества.
Весь остальной мир, не охваченный процессами глобализации, рассматривается как «неинтегрированная брешь». Американские военные эксперты называют эту брешь «озоновой дырой глобализации», через которую в цивилизованный мир прорывается зло и ненависть.
Говоря о дальнейшем развитии «антитеррористической» операции вооруженных сил США, эксперты Пентагона подчеркивают, что основная цель начатой глобальной операции – сокращение или полное устранение «бреши», что позволит установить полный контроль Вашингтона над всей территорией планеты в рамках масштабной кампании всеобщей глобализации.
В соответствии с этой стратегией, истинная причина войны с Ираком заключается не в том, что Саддам Хусейн тиран, а его режим поддержал террористические сети. Реальная причина в том, что складывающаяся не в пользу Америки экономическая и политическая ситуация в мире вынуждает администрацию США иметь дело со всей «брешью» как со стратегическим пространством, из которого исходит реальная угроза самому существованию Америки.
Главный принцип, позволяющий отнести ту или иную страну к «бреши», определяется следующим тезисом: положение страны, гарантирующее военный ответ США, обратно пропорционально ее возможностям к восприятию глобализации.
Новая стратегия национальной безопасности как инструмент реализации геополитических устремлений США
По прогнозам американских экспертов, США до 2015 года останутся ведущей силой в мировом сообществе. Глобальное влияние Соединенных Штатов в экономической, технологической, а также в военной и дипломатической сферах не будет иметь себе равных как среди государств, так и транснациональных организаций. Эта мощь не только обеспечит Америке превосходство, но и призвана сделать ее ведущей силой мирового развития.
В этих условиях руководство США стремится использовать нынешний период максимального взлета своей мощи, чтобы обеспечить формирование такого международного порядка, который сохранил бы в неприкосновенности ведущее место и процветание США на обозримую перспективу.
В этой связи новая стратегия национальной безопасности, подписанная президентом США в 2002 году, отводит Соединенным Штатам мессианскую роль в переустройстве мира.
Наибольшая угроза, с которой сталкиваются Соединенные Штаты Америки, по словам президента Д. Буша «...находится на пересечении радикализма и технологий...» По его мнению, террористы и враги Соединенных Штатов полны решимости создать и использовать оружие массового поражения. Преодоление этой угрозы требует от США использования всех средств – «...военной силы, лучшей обороны метрополии, правоохранительных органов, разведки и активных усилий по пресечению финансирования террористов...»
Несмотря на провозглашенную готовность сотрудничать с ООН, новая стратегия оставляет за США возможность нанесения «упреждающих ударов» по государствам, поддерживающим террористические организации или разрабатывающим оружие массового поражения.
Новая стратегия национальной безопасности США, по существу, отвергает концепции сдерживания, которые определяли оборонную политику в годы холодной войны, в пользу «дальновидной упреждающей политики» в отношении враждебных государств и террористических групп.
Кроме стратегии национальной безопасности важное место в когорте руководящих политических документов занимает и Национальная стратегия защиты киберпространства. Стержнем этой национальной стратегии, которая была утверждена президентом США в феврале 2003 года, также является тезис о том, что США оставляют за собой право на превентивные действия и в киберпространстве в отношении враждебных государств, в случае если их политика угрожает или в обозримом будущем сможет угрожать национальным интересам США. Кроме того, Соединенные Штаты оставляют за собой и право на адекватный ответ в случае нападения на государственные информационные системы из киберпространства, а не ограничатся юридическими вопросами и слушаниями в суде по факту нарушения защиты информационных ресурсов.
Большое значение для укрепления военной мощи США имеет и новая ядерная стратегия, официально принятая также в начале 2002 года. В соответствии с ней количество развернутых ядерных боезарядов составит до 3800 единиц в 2007 году, и 1700–2200 единиц – в 2012 году При этом Соединенные Штаты оставляют за собой право прекратить сокращение и нарастить ядерные силы для ответа на непредвиденную угрозу. Основная масса целей для ядерных ракет находятся в России и Китае.
Намерение Вашингтона распространить ядерное сдерживание не только на Россию, но и на страны, стремящиеся к обладанию ОМУ, может привести к полному торпедированию переговорного процесса о распространении ядерного оружия. Вместе с тем, нельзя полностью исключать возможность применения ядерного оружия в том или ином регионе, где, по мнению США, существуют угрозы их интересам.
Исходя из принятой стратегии национальной безопасности, новая военная стратегия США предусматривает сохранение группировок передового базирования в Европе, в АТР, а также в других регионах мира, где этого потребуют интересы Вашингтона. Главным театром военных действий считается богатая природными и энергетическими ресурсами Азия, что, независимо от заверений американского руководства, может рассматриваться как стремление обеспечить свое военное присутствие в районах, непосредственно примыкающих к границам РФ, для оперативного применения своих вооруженных сил в сочетании с невоенными средствами достижения внешнеполитических целей.
Изменение геополитических приоритетов США как результат реализации новой геополитической стратегии
Принятие новой геополитической концепции обуславливается также вырабатываемым в последнее время в высших кругах Пентагона планом изменения дислокации военных баз за пределами континентальной части США в соответствии с новой моделью угроз и новой геополитической концепцией, в основе которой лежит противостояние глобализированного Запада и не желающего глобализации Востока.
Эксперты Пентагона отмечают, что необходимость подобного перемещения пунктов базирования вызвана тем, что сегодняшнее геостратегическое пространство кардинальным образом изменилось за последние пятнадцать лет. В то же время военные базы США все еще отражают ту модель угроз, которая была принята во времена холодной войны.
Нынешнее размещение военных баз уже неоднократно выступало препятствием в ходе проведения ряда операций вооруженными силами США. Эксперты полагают, что в ближайшее время с ходом развития антитеррористической кампании число подобных проблем будет возрастать.
Согласно новой геополитической концепции Пентагона, новые миссии вооруженных сил США в ближайшие десятилетия будут включать охрану так называемого «американского периметра безопасности», который в последние годы серьезно расширился по ряду направлений. Этот «периметр» в Европе больше не проходит через Германию, он сильно продвинулся в восточном направлении, но еще более значительно – на юг.
Также отмечается, что сегодня основная угроза для США в Европе продолжает исходить от неустойчивого положения на Балканах, через которые негативная политика Ближнего Востока начинает просачиваться в Европу: по берегам Черного моря и Средиземноморья, на восточной границе Турции. Этот периметр сегодня также определяют прибалтийские государства и страны Восточной Европы, оберегающие Европу от поставок наркотиков, оружия и «живого товара» из республик бывшего СССР.
Однако еще более существенно
«американский периметр» расширился на Ближнем Востоке, особенно после 11 сентября 2001 года. Кроме того, по заявлению ряда экспертов, начиная с этой даты, само определение «ближневосточного театра войны» существенно изменилось, включив в себя Кавказ, Среднюю Азию и значительную часть Южной Азии. Война в Афганистане привела к размещению американских войск в Узбекистане и Пакистане.
Американский периметр в Восточной Азии также расширился. По мнению авторов плана, в дополнение к угрозам со стороны Северной Кореи, рост китайской мощи и влияния радикального ислама вЮго-Восточной Азии должны быть расценены как важнейшие угрозы безопасности Соединенным Штатам в этом регионе в течение следующего столетия.
Необходимость перемещения американских баз вызвана тем, что столь существенно расширенный «периметр» должен постоянно контролироваться вооруженными силами США. Даже учитывая, что американские войска сегодня развернуты больше чем в сорока странах, места долговременного базирования были несущественно изменены со времен холодной войны. Военные эксперты США отмечают, что сегодня новый периметр уже активно патрулируется, однако эта новая миссия все еще расценивается скорее как исключение, чем новые правила.
Удаленность старых баз от места ведения новых войн препятствует возможности оперативного перемещения войск и их огневой поддержки. Учитывая изменение модели угроз, исходящих от надгосударственных террористических структур, базирующихся в основном на территории государств Ближнего Востока, в последнее время особенно возрос интерес американских стратегов к военным базам в Турции. Прежде всего – к военно-воздушной базе «Инжирлик», которая сегодня играет значительную роль в операции против Ирака. Действия на Балканах также закончились расширением американских баз в Италии, особенно базы «Авиано».
Многие специалисты отмечают, что за последние десять лет американские силы в Европе переместились на юг и в восточном направлении. Эксперты Пентагона считают, что настало время признать, что это не временное явление, а постоянное изменение. Текущее развертывание сил в регионе вокруг Ирака было бы невозможным без авиабаз в Европе, без безопасного морского транспортного пути через Средиземноморье к Суэцкому каналу и Турции. На этом основании делается вывод о том, что было бы оправдано исследовать перспективы базирования ряда американских частей в Польше, Болгарии и Румынии или в некоторых других странах в Восточной Европе, а также существенно расширить военное присутствие в Турции.
Кроме того, отмечается, что вопрос о европейских базах не может рассматриваться в изоляции от глобального размещения американских сил. Будущее военного присутствия США в Европе должно быть согласовано с длительным американским присутствием в Афганистане и Средней Азии, а также в Ираке и Персидском заливе в целом. Аналогично, возможности американских сил в Восточной Азии не должны ограниваться только сдерживанием Северной Кореи или китайского удара по Тайваню, они должны быть способны поддержать войну против исламского фундаментализма во всей Юго-Восточной и Южной Азии.
Вызовы информационной революции
В течение последних трех-пяти лет рядом аналитических центров администрации США ведутся работы по изучению влияния информационной революции на процессы трансформации современного общества. Исследования направлены на выработку базовых положений новой геополитической концепции Вашингтона, основой которой является тезис о «цифровом неравенстве» наций, возникшем в ходе информационной революции и глобализации мировой экономики.
Результаты работы были обобщены экспертами РЭНД в отчете «Глобальный курс информационной революции: общие вопросы и региональные различия» («The global course of the information revolution: recurring themes and regional variations», MR-1680-NIC), подготовленном летом 2003 года.
Исследование РЭНД является заключительным этапом в многолетней программе работ, направленных на изучение феномена глобализации и информационной революции, движущих сил развития современного общества, анализ конфликтного потенциала и выявление потенциальных угроз национальной безопасности США в ближайшие 10–20 лет.
Основная цель проведенного исследования – выявить характер воздействия информационных технологий и информационной революции на экономическую, финансовую, политическую, культурную, социальную и иные сферы жизнедеятельности современного общества, а также дать прогноз развития ситуации на ближайшие 10–20 лет. Работа сосредоточивалась на выявлении как общих тенденций развития, свойственных большей части современного общества, так и на анализе специфики развития и восприятия информационной революции в разных регионах планеты.
В исследовании отмечается, что сегодня прогресс в информационных технологиях уже затронул большинство сфер бизнеса, государственной и общественной деятельности практических во всех регионах мира. Информационные технологии и связанная с ними информационная революция превратились в один из наиболее значимых факторов, способствующих динамичной трансформации современного общества, его переходу от общества постиндустриального к обществу информационному. Стремясь наиболее полно использовать преимущества, которые несет с собой информационная революция, американские аналитики пытаются прогнозировать развитие информационных технологий как на краткосрочную, так и на среднесрочную перспективу.
По их оценкам в ближайшие 10–20 лет геополитические тенденции, которым содействует информационная революция, могут обозначить новые вызовы Соединенным Штатам.
По мнению экспертов РЭНД, несмотря на то, что американская экономика и общество достаточно хорошо подготовлены к встрече вызовов информационной революции, в ближайшие десятилетия появится достаточно много проигравших и отстающих в глобализации в других частях планеты. Многие из этих проигравших или отстающих будут представлять серьезную угрозу безопасности США.
Информационная революция лучше позволяет разочаровавшимся народам объединиться и организоваться. Существование разочаровавшихся и хорошо организованных проигравших или отстающих будет вести к образованию мировых тенденций, представляющих опасность для жизненно важных американских интересов:
-
проигравшие в информационной революции могут стать «неудавшимися государствами», которые превратятся в пристанище для террористов;
-
стремление не отстать от США внесет напряжение в европейские экономики, общества и государства, создавая отстающих и проигравших в пределах Европы, что может через какое-то время создать растущее напряжение и в НАТО;
-
вероятная неспособность Японии справиться с информационной революцией может повлечь за собой неудачу японской экономики, что, в свою очередь, приведет к вакууму в Азии, который будет заполнен Китаем (это серьезно укрепит позицию Китая в Азии и сделает Китай равным США конкурентом).
Прогнозы экспертов корпорации РЭНД о развитии ситуации в мире
Кроме этого, отмечается, что информационная революция есть часть более широкой технологической революции с еще более глубокими последствиями, основные элементы которой яснее проявятся в ближайшие 10–20 лет.
Информационная революция – не единственная рожденная технологией революция, которая сегодня идет полным ходом, но просто наиболее известная. Прогресс в биотехнологии и нанотехнологии и их совместных применениях с информационными технологиями должны кардинально изменить мир в течение XXI столетия.
Последствия биореволюции будут особенно глубокими и неоднозначными.
Разработки в молекулярной биологии создали базу, необходимую для управления растительным, животным и человеческим геномами. Это предоставило широкое разнообразие мощных методов биотехнологии, включая генную терапию, синтез лекарств, идентификацию восприимчивости к определенным болезням, генетическую идентификацию личности, генетические биодатчики, клонирование и генетически измененные организмы. Все эти мощные методы приведут к возникновению множества новых продуктов, услуг и отраслей промышленности и разрушат некоторые существующие. Они преобразуют систему здравоохранения и сделают возможным принципиальную модернизацию сельского хозяйства. Эти технологии будут иметь главное трансформирующее воздействие на мир XXI столетия.
За прошедшее десятилетие были сделаны важные открытия в понимании и управлении фундаментальными структурами на микро-, нано- и молекулярном уровне. Проведенные исследования в области нанотехнологий позволят создать принципиально новые вычислительные устройства, которые позволят сохранить закон Мура. Согласно выводам экспертов эти разработки, вероятно, изменят практически все отрасли промышленности: от новых вакцин и компьютеров до новейших материалов для машиностроения и легкой промышленности, серьезно трансформируя мир XXI столетия.
В результате совместного применения достижений в области биотехнологий, нанотехнологий и информационных технологий полное экономическое и социальное воздействие этой объединенной технологической революции на общество будет еще более глубоким, чем от индивидуального воздействия каждой из технологий.
Способность изменять клетки и геномы животного уже привела к значительным противоречиям, способность изменять человеческий геном приведет к наиболее глубоким противоречиям за всю историю человечества.
Генетически измененные продукты широко используются в некоторых частях мира и запрещены в других. Ограничения в их свободном продвижении уже стали одной из главных международных проблем. Аналогично, клонирование животных вызвало серьезные противоречия в ряде наций, в которых подобные эксперименты были предприняты.
По мнению экспертов РЭНД, все споры относительно изменения геномов растительного и животного происхождения ничто по сравнению со спорами, которые возникнут при попытках изменить человеческий геном, чтобы использовать методы генной инженерии для «улучшения» человеческого рода, клонирования людей и неограниченного продления жизни путем пересадки клонированных органов. Эти конфликты по ожесточенности и напряженности превзойдут все известные до настоящего времени конфликты потому, что они затрагивают саму суть понятия «быть человеком».
Поскольку темпы перечисленных технологических революций возрастают, а их синергетическое воздействие увеличивается, растет и понимание последствий их воздействия на общество будущего. Эксперты РЭНД констатируют, что в ходе указанных технологических революций сохранится неравенство отдельных наций и регионов планеты, более того, ускорение темпов технологической революции приведет к углублению неравенства и как следствие – к небывалому росту напряженности во всем мире.
"Защита информации. Кофидент", №6, 2003