Доки висла плыне, полска не загыне. Особенности охранного рынка Польши
«BEST OF SECURITY», №11 (ноябрь, 2006)
bos.dn.ua
Дмитрий Камов
Для нас Польша во многих отношениях является индикатором интеграции с Европой. Она первой начала строить рыночную экономику, уже вступила в Европейский Союз и принята в ВТО. Именно это государство мы часто рассматриваем как полигон, где можно изучить особенности экономической, технологической и культурной экспансии Запада на Восток. В чем же специфика польского рынка услуг безопасности и к чему нам следует быть готовыми?
ПОЛЬША ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ
Эта страна всегда привлекала к себе наших соотечественников: вроде бы такие же, как и мы, славяне, а культура и цивилизация — западные.
В советские времена Польшу зачастую считали пусть и западным, но захолустьем. Среди выездных граждан даже бытовала фраза: «Чтоб тебя в Польшу послали». А сегодня страна считается окном в новую единую Европу. Она становится нашим ближайшим партнером в сфере политики, бизнеса и туризма.
В связи с чем повысилась привлекательность Польши в глазах туристов и бизнесменов? Как утверждают сами поляки, «цены и безопасность — это наши достоинства». Именно под таким заголовком газета «Экономия и рынок» опубликовала на первой полосе статью, посвященную ситуации на рынке Польши.
Среди иностранцев, особенно активно посещавших Польшу в 2005 году, преобладали немцы, англичане, канадцы и американцы. Все более популярным отдых в Польше становится и среди жителей Азии. Туристов привлекают не только доступные цены на авиабилеты, питание и ночлег. В немалой степени зарубежных гостей привлекает общий уровень безопасности в этой центральноевропейской стране. Польские сотрудники полиции даже проходят специальное обучение по оказанию помощи иностранным туристам.
Частные охранные структуры Польши также заинтересованы в укреплении взаимоотношений с другими странами. После вступления Польши в ВТО и притока западного капитала в индустрию безопасности многие национальные предприятия в Польше либо разорились, либо были выкуплены иностранными компаниями.
В частности, в 1996 году на польский рынок проник мировой лидер в сфере безопасности «Securitas» (штаб-квартира в Стокгольме) посредством покупки местных агентств «Norma» и «Set», унаследовав при этом их клиентов, среди которых следует выделить «General Motors Poland», «Bank Handlowy», «Danone», гостиничные сети «Marriott» и «Sheraton». Были выкуплены и другие предприятия охранного бизнеса.
Свое присутствие в Польше активно обозначает и постоянный соперник «Securitas» за лидерство — «Group4Securicor» (штаб-квартира в Лондоне). Среди ее клиентов в настоящий момент значатся такие крупные польские банки, как Bank Slaski, BRE Bank, Bank PKO BP, Nordea Bank, Citibank, Deutsche Bank Polska S.A., GE Money Bank, Amerbank, Soft Bank, Fortis Bank S.A, польские представительства Volvo, Hewlett Packard, IBM, объекты Lucent Technologies Poland British Aerospace, Варшавский финансовый центр, Варшавская торговая башня, Henkel, Ambasada.
И это далеко не единственные западные бренды, представленные в Польше. В настоящее время, благодаря иностранным инвесторам, польские предприятия имеют возможность работать на уже отлаженных европейских стандартах и технологиях в сфере безопасности . Что, необходимо отметить, весьма положительно сказалось на общем уровне качества охранных услуг в стране.
БАЗИС ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Сфера обеспечения безопасности в Польше регулируется тремя основными нормативными актами: законами «Об экономической деятельности» (от 23 декабря 1988 г.), «О личной защите и защите собственности с регламентацией исполнения» (от 22 августа 1997 г.) и «О детективных услугах с регламентацией исполнения» (от 6 июля 2001 г.). Контрольные функции осуществляют МВД и гражданская администрация после получения информации от шефа полиции соответствующего воеводства.
В соответствии с польским законодательством министр внутренних дел и гражданская администрация по согласованию с Председателем Польского национального банка совместными постановлениями определяют принципы и требования к охране денежных ценностей, хранимых и перевозимых предпринимателями и другими организационными единицами. В законодательстве четко оговорено, что государство и МВД определяют эти требования.
Контроль за охранной деятельностью в Польше весьма строг. Для осуществления охранных функций компании требуется концессия (лицензия), выдаваемая МВД и администрацией. Сотрудником охранной структуры может стать лишь отслужившее в армии лицо с лицензией специалиста физической защиты первого или второго класса. Использование огнестрельного оружия в охранном бизнесе разрешено, но количество разрешений на него не равно количеству вооруженных охранников, поскольку разрешения выдаются компаниям, а не лицам. И только имея такой документ, предприятия имеют право нанимать новых сотрудников для работы с оружием.
Охранники проходят обучение в государственных и частных школах, работающих по государственной лицензии. При этом обучение профессии охранника находится под контролем местных управлений образования. Нелицензированные сотрудники проходят общее обучение, а также обучение технике безопасности и на тренажерах. Последнее, кстати, не обязательно. Но лицензированные сотрудники должны пройти строго регламентированное количество часов теоретического и практического обучения.
Минимальная зарплата польского охранника составляет около 0,85 евро/час. Текучесть кадров в индустрии достигает 50%.
Среди общественных организаций в области безопасности в Польше необходимо выделить Польскую палату личной защиты и защиты собственности, Польскую ассоциацию работодателей «Охрона», Национальную ассоциацию производителей, разработчиков и инсталляторов систем сигнализации «Полаларм», Польскую палату систем охранной сигнализации.
ОХРАНА В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Специалисты утверждают, что польский рынок охранных и детективных услуг мало чем отличается от хорошо известного нам российского. Якобы разница лишь в масштабах. Но благодаря этой разнице, поляки гораздо раньше решили больной для России (да и для Украины) вопрос — справились с криминальным оттенком этого бизнеса.
Только распределение потребительских сегментов на рынке безопасности несколько отличается. 25% заказов для охранных структур дает государственный подряд, 8% — корпоративный, остальные — частный подряд.
Польские компании вкладывают достаточно широкий смысл в понятие «охранные услуги». Негосударственным охранным предприятиям закон разрешает предоставлять достаточно широкий спектр услуг:
Кроме того, польские охранные предприятия готовы вторгнуться и в потребительский сегмент, предлагая любые, даже самые необычные услуги. В частности, в 2004 году с наступлением сезона отпусков отдельные охранные агентства стали предлагать новый вид услуг: заключив договор и оставив ключи от квартиры, клиент уезжает в отпуск, а «накачанные» телохранители во время его отсутствия приезжают к нему и кормят рыбок или поливают цветы.
Возможен также выгул собаки, уход за кошкой или хомячком и, разумеется, охрана квартиры или загородного дома. За необычный сервис различные агентства запрашивают почасовую оплату в сумме от 16 до 20 злотых (от четырех до пяти долларов США).
Первопроходцем на рынке необычного летнего сервиса стала варшавская охранная фирма «Коммандос», затем ее примеру последовали несколько других, причем не только в польской столице, но также в Кракове, Гданьске и других городах Польши.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ
C переходом Польши от плановой экономики к рыночной компании-производители технических средств безопасности стали субъектами мировой конкурентной борьбы. Оставшись без государственных заказов, многие компании разорились. При этом увеличился импорт систем безопасности в страну. Большинство банков и магазинов были приватизированы, что также открыло перспективы для дальнейшего развития рынка технологий безопасности и обеспечило спрос. Конкуренция заставила производителей отказаться от устаревших технологий и выйти на новый уровень производства.
Дешевые системы сигнализации сменили комплексные системы наблюдения. По прогнозам специалистов, в ближайшее время польский рынок систем видеонаблюдения ждет бурный рост. Главной причиной их популярности в Польше стал высокий уровень преступности в переходный период и стремление государственных органов его снизить. Основным инвестором в данной сфере является государство, которое не жалеет денег на закупку новинок, появляющихся на рынке.
Сегодня камеры видеонаблюдения установлены на всех центральных улицах крупных польских городов. При этом, судя по опросам, поляки, чувствуя себя более защищенными, такую тенденцию вполне одобряют, в отличие от западноевропейцев, которые свободу личности ставят выше общественной безопасности .
Индивидуальные покупатели также обратили внимание на необходимость собственной защиты и защиты своего имущества. Спрос формируют и частные магазины, количество которых в Польше увеличивается с каждым годом. При этом 70% прибыли компаний-производителей систем безопасности составляют именно продажи систем видеонаблюдения.
Однако многие потребители не могут позволить себе дорогостоящую цифровую технику и довольствуются недорогими аналогами. Эксперты заявляют, что 80% успешно продаваемой продукции в Польше — это аналоговое оборудование. Тем не менее, более дорогие продукты обеспечивают значительную часть прибыли компаний, и их доля будет расти. Такие мощные бренды как «Mitsubishi» и «Bosch» рассчитывают, что продажи цифровых технологий в ближайшее время возрастут за счет заказов крупных компаний и банков.
Рынок потребителей технологий безопасности Польши можно разделить на три сектора.
-
Потребители, которые очень чувствительны к ценам, — для них чем дешевле, тем лучше (25%).
-
Потребители, предпочитающие комплексные решения, которые, в свою очередь, стоят достаточно дорого (25%).
-
Потребители, не знающие, что именно они хотят и где это можно приобрести (50%).
Последние страдают из-за недостатка информации. Инсталляторы тратят огромное количество времени, отыскивая информацию о продукции и сравнивая цены. И главная причина подобного явления — отсутствие национального каталога охранного оборудования. Самостоятельно сравнивая цены и качество, большинство потребителей в Польше предпочитают азиатских производителей. Таким образом, до 90% средств безопасности импортируется из Тайваня, Японии и Южной Кореи.
Ситуация на рынке безопасности Польши сейчас довольно благоприятна как для продавцов охранного оборудования, так и для инсталляторов. Со вступлением в Европейский союз страна стала ориентироваться на единые европейские стандарты, а это влечет за собой внедрение требований по обязательному оборудованию общественных объектов техническими средствами безопасности . При этом правительство Польши не скупится, проявляя заботу о безопасности своих граждан.
Таким образом, польский рынок обеспечивает высокий спрос на технологии безопасности . По оценкам экспертов, в ближайшее время не только на европейских рынках могут появиться конкурентоспособные польские компании-производители.
Поляки прекрасно осознают привлекательность и восточного рынка для развития их экономики. В настоящее время внешняя торговля Польши более ориентирована на страны Евросоюза. Однако нужно понимать, что этот рынок не резиновый, он сам сегодня ориентирован более на экспансию, чем на приход новых игроков. Поэтому полякам придется все более обращать взоры на Восток, где существует очень емкий рынок для сбыта их товаров, которыми могут быть либо лицензионная продукция ведущих мировых производителей, либо собственные оригинальные изделия, снискавшие хорошую репутацию. В частности, в Украине активно работают такие признанные производители, как Satel и Polon-Alfa. Правда, из всего многообразия предлагаемых продуктов среди отечественных инсталляторов признание получили главным образом средства охранно-пожарной сигнализации. Польские средства дистанционного мониторинга (пульты централизованного наблюдения и ППК-централи) в нашей стране так и не прижились. По заключению специалистов, главная причина такого явления состоит в том, что польские инженеры, повторяя ошибку европейских производителей, разрабатывают оборудование без учета украинской специфики. Они просто не понимают, как можно работать в условиях периодических сбоев в телефонных, энергетических и интернет-сетях при наличии сложных радиопомех и изношенной инфраструктуры.